«СОЦИАЛЬНЫЙ ДАРВИНИЗМ» НА РЫНКЕ ТРУДА

Давно известно, что в трудные кризисные времена выживают сильнейшие. К сожалению, этот «закон джунглей» остается актуальным на рынке труда по сей день: по данным статистики, доля работающих людей трудоспособного возраста с инвалидностью составляет около 15%.
Такие данные привела председатель Комиссии ОП РФ по доступной среде и развитию инклюзивных практик Диана Гурцкая, открывая заседание «круглого стола», посвященного обсуждению положения на рынке труда людей с инвалидностью.
«Мы считаем, что это (С. И. – 15% занятости) очень мало. Люди с инвалидностью способны к социализации, к профессиональному росту. Они могут и должны делать карьеру», — заявила она.
Диана Гурцкая напомнила, что уже больше года действуют поправки к закону о занятости, по которым органы службы занятости обязаны оказывать индивидуальную помощь в трудоустройстве инвалидов:
«Но, к сожалению, проблемы остаются. Например, в 2018 году из 440 тысяч квотированных рабочих мест для инвалидов было занято только 308 тысяч. То есть места остались неиспользованными», — сказала она, пояснив, что это происходит и по вине работодателей, и из-за того, что зачастую инвалиды отказываются от предлагаемой работы из-за низкой оплаты труда.
Председатель Комиссии ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям и поддержке ветеранов Наталья Починок привела данные всероссийского опроса, проведенного ОНФ в этом году, согласно которым, 37% людей инвалидностью, обратившихся в службы занятости, сказали, что для них не было вакансий; 25% – предложенные вакансии не подошли по физическим возможностям; 12% – вакансии не соответствуют полученному образованию; 5,6% – не устроила заработная плата.
Принявший участие в работе «круглого стола» заместитель директора департамента занятости населения Минтруда России Олег Губарев представил данные мониторинга: на конец 2019 года общая численность инвалидов трудоспособного возраста, по данным Пенсионного фонда, составляла 3 млн. 456 тысяч человек:
«Численность работавших инвалидов трудоспособного возраста на конец 2019 года составляла 923 тысячи человек, или почти 27% от общей численности инвалидов трудоспособного возраста».
По словам Олега Губарева, за первое полугодие 2020 года за содействием в поиске подходящей работы в органы занятости обратилось 80,7 тыс. инвалидов, из них были трудоустроены 27 тыс. человек. По его мнению, такая статистика не является «провальной», так как и в предыдущие годы было практически так же.
Существование целого ряда проблем с трудоустройством людей с инвалидностью признал руководитель департамента страхования профессиональных рисков Фонда социального страхования РФ Игорь Барановский. В том числе многие работодатели не идут на создание специального рабочего места для данной категории граждан.
«Мы предлагаем рассмотреть вопрос о том, чтобы на предприятии создавалось рабочее место для инвалида, пострадавшего на производстве, оно должно быть оборудовано и на постоянной основе закреплено за гражданами с инвалидностью», — предложил Барановский.
О предпринимательских инициативах людей с инвалидностью рассказала Анна Хрястунова, директор АНО «Сообщество предпринимателей с инвалидностью», руководитель подгруппы финпрограмм для предпринимателей с инвалидностью Банка России, эксперт фонда «Наше будущее».
«Развитие предпринимательских инициатив отмечено и в Конвенции ООН о правах инвалидов, и у нас в Федеральном законе № 181, но как-то все-равно грустно, потому что у нас пока на это особого внимания не обращается, только отдельные программы отдельных организаций», — сказала она, предложив ввести понятие «предприниматель с инвалидностью», утвердить для них упрощенный порядок отчетности, ввести налоговые льготы, оказывать имущественную поддержку (помогать с доступными помещениями для ведения бизнеса).
По словам Анны Хрястуновой, в центрах занятости есть выплаты инвалидам, которые открыли собственное дело:
«Она составляет примерно 58 тысяч рублей. Я предлагаю ее повысить. Приведу в пример Карелию, где эта выплата составляет уже 150 тысяч для тех бизнесов, в видах деятельности которых остро нуждается регион (например, социальное такси)».
Сергей ИШКОВ