РОССИЯ И ВТО
Восемь лет не причина для праздника и срок слишком маленький, чтобы остановиться и оглянуться. Тем не менее спустя восемь лет после вступления России в ВТО мир изменился до неузнаваемости и необходимо слишком много моральных усилий над собой, чтобы оправдать само существование ВТО.
Вступление России стало роковым событием для этой организации. Не в России дело, просто так случилось.
Переговоры о вступлении России в ВТО длились восемнадцать лет. Страну принялись тянуть в эту весьма сомнительную организацию с момента ликвидации СССР. Переговорщик Максим Медведков аргументировал свою активную деятельность успехами в ограничении поставок курятины из США. Сомнительная заслуга не его. Курятину с целью экспорта в Россию США готовили по технологиям для колониального населения – с хлором.
Декларативно вступление в ВТО означает приобретение страной инструментов защиты от демпинга и шантажа в торговых войнах. Китай к тому времени в ВТО вступил и ее правила не выполнял, активно используя переговорные возможности квази-суда в Женеве для защиты собственной торговой экспансии.
Россия к моменту вступления в ВТО переговорщиков для работы в Женеве не подготовила и даже не сподобилась перевести на русский весь объем документов. Вступление сопровождалось массированной информационной кампанией как бы в защиту отечественного сельского хозяйства. Стране разрешили запрошенную поддержку сельхозпроизводства на уровне девяти млрд долларов. Однако внутренние лоббистские возможности оказались слабые и сумма выбрана не была.
Сравнение с поддержкой сельского хозяйства в ЕС смысла не имеет, там фермерам платят за то, чтобы не работали. В России сельское хозяйство давят диспаритетом цен между продукцией и топливом, закупкой с одной стороны и розницей и себестоимостью с другой. Поддержка производства уходит шантажистам и спекулянтам.
Вступление в ВТО стало стимулом для создания отраслевых ассоциаций и усиления лоббистской работы производителей мяса, молока, зерна, хлеба, программного обеспечения и многих других. Их деятельность вскрыла угрозы практически по всему фронту, включая хронические источники проблем отечественного производства по трем пунктам: правительство РФ, Белоруссия и Казахстан.
В дискуссиях практически не звучала аббревиатура ВТО.
После вступления России в ВТО Медведков куда-то канул, чтобы спустя восемь лет появиться в качестве зав. кафедрой торговой политики Института торговой политики ВШЭ в МИА «Россия сегодня» на пресс-конференции «8 лет в ВТО: какие дивиденды получила Россия от членства?»
В мероприятии также участвовали профессор факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ Алексей Портанский и генеральный директор Центра экспертизы ВТО Полина Тонких.
Организаторы мероприятия указали, что 21 августа 2012 года наша страна официально вступила в ВТО. Этому предшествовал длительный период торговых двусторонних и многосторонних переговоров. Присоединение России к ВТО дало стране целый ряд преимуществ, получение которых и было прагматичной целью вступления в Организацию.
Почему страны, стоявшие у истоков создания ВТО, теперь расшатывают ее устои?
Этот основной вопрос прошел красной нитью сквозь все мероприятие и принципиального ответа не получил. Ведомство Полины Тонких работает хорошо, проблема в резком снижении значимости самой ВТО. Профессор Портанский объяснил кризис ВТО политическим шантажом со стороны США. В настоящий момент апелляционная инстанция осталась с одним судьей, надо три. Деятельность организации заблокирована и возможностей для реформы не видно. О реформе ВТО много говорят, но для этого надо, чтобы договорились Вашингтон и Пекин.
Почему ВТО не защищает Россию от санкций? Релевантный вопрос утратил актуальность вследствие простоты ответа, с которым участники пресс-конференции не согласились.
Понятно, что Медведков как бывший переговорщик по ВТО будет хвалить свой результат. Но о какой ВТО можно вообще говорить в условиях системы множества односторонних санкций? Как бы ВТО должна за это наказывать. И не только ВТО, но прежде всего ООН, поскольку санкции может вводить только Совет Безопасности.
ВТО создавалась для продвижения интересов монопольных ТНК, и их представители заседали в Женеве. Теперь эту роль выполняют санкции. Можно ли было предвидеть неизбежное развитие событий после принуждения к вступлению в ВТО России и ряда других стран, воспринимаемых США в качестве конкурентов?
Нет ли коллизии между административно-командными решениями ВОЗ и рыночными правилами ВТО? В объявлении пандемии Билл Гейтс и Си Цзиньпин буквально скооперировались. Россию Пекин с Вашингтоном давно поделили. А по ВТО договариваться не желают. Опять мы сталкиваемся с вариантом переговоров Дона Рэбы с Вагой Колесом, лидера организованной преступности и столь же преступного главы государства.
Медведков и Портанский ответили на вопросы «МП» уклончиво согласно их позиции в ВШЭ. Медведков не думает, что ВТО создавалась для ТНК. У них есть другие инструменты. Портанский считает большой натяжкой, что ВТО создавалась для продвижения интересов ТНК. В Марракеше голосовало более ста стран. Вряд ли они за ТНК. ВТО инструмент рыночной торговли и дает возможность самому бедному государству торговать с другими странами.
Про Парижское соглашение по климату я не спрашивал. За поддержку ста странам обещали заплатить и кинули. Получился мощный инструмент подавления национального производства с целью монополии на торговых рынках. Бесполезно напоминать про ядовитое пальмовое масло. В итоге Индонезия пробилась в ведущие экономики мира. ВТО ни при чем.
Лев МОСКОВКИН.