МЕЧТЫ, НЕ ПОДКРЕПЛЕННЫЕ КАЛЬКУЛЯЦИЕЙ
Так оценивает перспективы развития внутреннего туризма руководитель аналитического центра «Союза туризма и гостеприимства» Роман Еремян.
Своим мнением Роман Еремян поделился, выступая на «круглом столе» «Туризм и сфера гостеприимства в 2020 году», который прошел на площадке ИТАР-ТАСС:
«Когда мы говорим о развитии внутреннего туризма (экологический туризм, Байкал и т. д.), всё это очень здорово, но мечтать нужно так: в одной руке – мечты, в другой – калькулятор. А когда у вас только мечты в обеих руках, у вас не будет ничего, как в предыдущие 30 лет. Мы опять упремся в бесконечные лозунги на фоне бесконечных экономических потерь. (…) У нас сейчас принято говорить о развитии туризма где попало. Буквально, где палку воткнул, там он и будет развиваться. Так не получается. Туризм – это точно также, как выплавка алюминия, рыболовство, добыча нефти, сельское хозяйство, он привязан к двум параметрам: наличие естественного ресурса (география, климат) плюс наличие рынка сбыта и возможностей транспортировки. Сколько было разговоров о развитии туризма на Байкале?! Сколько было проектов, и ничего не вышло, потому что огромное «плечо» транспортировки и всего 30 дней эффективного сезона. Ну никто же не будет строить завод с эксплуатацией в 30-90 дней, он должен работать постоянно».
Как считает эксперт, не улучшит кардинально ситуацию на рынке внутреннего туризма и связанное с пандемией закрытие границ:
«У нас сейчас бытует такая тональность в обсуждениях, как-будто раньше всё было хорошо, а теперь вдруг внезапно разразился кризис, но кризис этот во всем мире, и поэтому – ну и ладно, ничего страшного, потом как-нибудь оклемаемся, это малый бизнес, он сам «прорастёт»… Но проблема заключается в том, что и раньше у нас всё было очень печально. (…) У нас отрицательное внешнеторговое сальдо по туризму составляло ежегодно 35 млрд долларов. То есть, у нас в страну приезжало где-то 10 млрд долларов, а уезжало – 45 млрд долларов. И эта картина не менялась десятилетиями. Значит, что-то у нас явно не так… 10 лет мы слышим разговоры о развитии туризма, а воз и ныне там».
Отечественную туриндустрию, по словам Романа Еремяна, можно было бы поддерживать и развивать, снижая внутренние издержки (т.е. постоянно снижать акцизы, обнулять налоги, давать бесплатные кредиты и снижать барьеры для иностранного въездного туризма):
«Что же мы имеем реально? Если послушать рассуждения о развитии нашего туризма, то создается ощущение, что во всем мире людям больше делать нечего, кроме как поехать только в Россию. А на самом деле российские граждане, у которых есть деньги, ничем не ограничены в выезде за рубеж (у нас многократные визы люди получают, многолетние; стоимость перевозки за рубеж зачастую дешевле, чем по стране). С другой стороны, чтобы попасть в Россию, нужно пройти «семь кругов ада»: месяц заполнять визу, которая стоит до 400 долларов на человека (столько берут компании, которые помогают с оформлением), а еще неизвестно, дадут тебе эту визу или нет. В связи с этим возникает вопрос: мы пытаемся выживать на внутреннем рынке, а внутренний рынок у нас (за исключением тех людей, которые имеют возможность выехать за рубеж) – это более 60 млн. человек с зарплатами ниже 25 тыс. рублей; это 1/4 часть детей, которая проживает в семьях с доходом ниже уровня бедности и около 42% млн. пенсионеров со средней пенсией в 14,5 тыс. рублей. То есть, около 66 млн. человек у нас сразу из спроса вылетают, а остальные, у кого есть деньги, уезжают за рубеж, потому что они там получают качество и цену, несопоставимые с отечественными.
Давайте посмотрим, как это делается «там, у них»… Например, в Дубае, который за 15 лет вырос с 1 млрд долларов в год дохода от туризма до 15 млрд долларов. Там было 20 лет ноль налога на добавленную стоимость (НДС); ноль налогов на рабочую силу; абсолютно свободный въезд и гигантские вложения в транспортный хаб, плюс беспошлинная торговля, плюс целая куча свободных экономических зон по разным направлениям. То есть, получается, что при одной и той же цене туристического продукта у нас в этой цене будет «сидеть» до 60% налогов, а за рубежом всё то же самое будет направлено на качество продукта (на качество строительства, сервиса, лучше подготовленный персонал, большее разнообразие кулинарного предложения), и ты не можешь просто выдерживать эту конкуренцию. Это всё равно, что соревноваться с олимпийским бегуном при том, что у тебя за спиной рюкзак с 30 кг железа! (…) Авиаперевозки внутри страны облагаются налогом на добавленную стоимость, а когда вы летите за рубеж – нет. Удивительное дело, но в Европе с ее акцизами, с тем, что у них нет энергоносителей, авиакеросин сейчас стоит на 40% дешевле, чем в РФ (раньше был на 20% дешевле). (…) Потом наши граждане приезжают в Сочи или Крым и удивляются, почему у нас всё так дорого?! Это не у нас, это у государства всё так дорого!».
Из-за всего этого и получается то отрицательное сальдо в 35 млрд долларов ежегодно, о котором говорилось выше. Это деньги, которые навсегда вылетели из страны и они сюда больше никогда не вернутся, не будут здесь обращаться и создавать спрос на товары и услуги; на эти деньги можно было бы создать около 4 млн дополнительных рабочих мест.
Председатель Союза туризма и гостеприимства Наталья Изюмова тоже полагает, что пандемия и связанный с ней кризис лишь показали те «черные дыры», которые были в отрасли и ранее. В своем выступлении Наталья Изюмова посетовала на то, что когда принимаются всякого рода государственные «стратегии развития туризма», никто не принимает во внимание претензий и пожеланий тех, кто на этом рынке непосредственно работает. Большинство из этих стратегий и проектов, скорее, относятся к сфере пропаганды и «воспитания патриотизма», чем к реальной экономике и развитию бизнеса.
Сергей ИШКОВ.