«ЗАРЯЖАЙ, БИЛЛИ»: ДЕНЬ РОССИЙСКОГО КИНО
Музей кино и «Москвариум» подготовили специальную программу к празднику. В парках столицы пройдут показы фильмов и встречи с артистами. Гости ВДНХ смогут посетить обновленную киноэкспозицию.
К празднику Музей кино представит обновленные киноразделы «Лабиринта истории» и «Исповеди», посвященной кинематографу 1970 годов.
Появился раздел выставки под названием «Триумф и трагедия», посвященный кинематографу времен Великой Отечественной войны, который пополнил экспонаты, связанные с фронтовыми кинооператорами и историей Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ). В обновленном разделе также можно будет послушать фрагменты воспоминаний создателей фронтовой кинохроники в исполнении молодых выпускников ВТУ имени Щепкина.
В «Центре океанографии и морской биологии «Москвариум» в День российского кино и в последующие дни зрители увидят научно-познавательные фильмы Русского географического общества о природе России и знаменитых путешественниках.
Кроме того, на Поклонной горе вчера вечером стартовал масштабный фестиваль «Будем жить!», организованный народным артистом России Евгением Герасимовым, о чем мы уже подробно писали. В программе фестиваля с сегодняшнего дня – новинки отечественного кинематографа, фильмы молодых и дерзких кинематографистов, мастер-классы корифеев, общение с любимыми артистами.
Мероприятия проходят и в других парках столицы.
Профессиональный праздник – День российского кино – приходится на 27 августа потому, что именно в этот день в 1919 году был принят Декрет Совета народных комиссаров РСФСР о национализации кинодела в Советской России.
Именно с этого времени все частные кинотеатры, студии, прокатные конторы перешли в ведение Народного комиссариата просвещения. Но само российское кино существовало и было любимо зрителями, конечно, еще задолго до появления декрета.
Самая первая «русская фильма» (так раньше называли отечественный кинокартины) – «Понизовая вольница» была поставлена в 1908 году режиссером Александром Дранковым. У фильма есть еще одно название, более привычное нашему слуху – «Степан Разин». Это немой, черно-белый, постановочный костюмный фильм сегодня можно увидеть, посетив архив «Госфильмофонда РФ» в Белых Столбах или в рамках отечественных кинофестивалей.
К 1910 году режиссеры сняли сразу несколько знаковых для нашего кино картин: Владимир Гардин ставит «Дворянское гнездо», Яков Протазанов «Пиковую даму» и «Отца Сергия», Евгений Бауэр «Сумерки женской души» и «Преступную страсть». Эти мастера постепенно создают конкурентоспособный жанровый кинематограф, где находится место и экранизациям русской классики, и мелодрамам с детективами, и военно-приключенческим боевикам.
В 1911 году фирма Александра Ханжонкова «по высочайшему соизволению» снимает невероятно сложную по тем временам картину «Оборона Севастополя» с натурными батальными сценами. За съемками следит сам государь, который по легенде после просмотра фильма соизволил подарить Александру Ханжонкову перстень со своей руки. Сам Ханжонков, очарованный первыми показами фильмов братьев Люмьер в Париже, основал в Ялте знаменитую Ялтинскую киностудию, построив первые съемочные павильоны, в которых летом можно было снимать зиму и наоборот.
Уже ко второй половине 1910-х годов в России зажглись звезды экрана – Вера Холодная, Иван Мозжухин, Владимир Максимов.
Октябрь 1917 года послужил многим известным российским кинематографистам трамплином на Запад. Уехал и Ханжонков. Но новое правительство страны настоятельно просило предпринимателя вернуться, что он по оплошности и сделал: студия его в итоге оказалась национализирована, состояние было отобрано, а сам Ханжонков, нищий и больной, окончил жизнь в инвалидной коляске, катаясь по набережной Ялты и прося подаяния у сограждан. Вот такая печальная история большого художника..
На смену серебряному веку российского кино пришел советский киноавангард 1920-х. Идеологическая цензура в те времена еще мало интересовалась формой художественного текста. Это позволило режиссеру Сергею Эйзенштейну экспериментировать с «монтажом аттракционов» в его знаменитых фильмах «Броненосец «Потемкин» (1925) и «Октябрь» (1927). Только ленивый не знает о том, что именно «Броненосец «Потемкин» стал самым первым цветным отечественным кинофильмом: черно-белая пленка, на которой «реет» флаг, раскрашивалась покадрово вручную красным цветом.
Настоящую революцию произвел приход в отечественное кино звука в 1931 году. Произошло это с появлением фильма «Путевка в жизнь» Николая Экка. Киносообщество разделилось в очередной раз, обсуждая, нужно ли отечественному кино подобное нововведение.
Меж тем, фаворитами российского кинематографа 1930-х годов стали режиссеры, сумевшие не только освоить новые выразительные возможности звука, но и создать идеологическую мифологию «Великой Революции» – братья Васильевы («Чапаев»), Михаил Ромм («Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году») и Фридрих Эрмлер («Великий гражданин»).
Бывший ученик и ассистент Сергея Эйзенштейна – Григорий Александров («Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга») активно осваивал комедию, став по суди дела королем жанра. А его супруга Любовь Орлова на долгое время стала главной звездой российского экрана.
Великая Отечественная война (1941-1945) резко изменила тематический и жанровый спектр российского кино. После пилотных «Боевых сборников» появились полнометражные фильмы о войне – «Радуга», «Нашествие», «Она защищает Родину», «Зоя».
А в конце 1940-х годов снимались эпопеи о войне и революции («Незабываемый девятнадцатый» и «Сталинградская битва»), историко-биографические повести об ученых («Жуковский», «Пржевальский»), фильмы о полководцах («Адмирал Нахимов», «Адмирал Ушаков») и деятелях искусства («Композитор Глинка», «Белинский»). Комедию продолжали представлять Григорий Александров («Весна») и Иван Пырьев («Кубанские казаки»), но количество фильмов этого жанра резко пошло на убыль…
После смерти вождя народов «оттепельное» потепление вызвало резкое увеличение фильмопроизводства. Заметной фигурой становится Григорий Чухрай («Сорок первый», «Баллада о солдате», «Чистое небо»). «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля получает фильм режиссера Михаила Калатозова и оператора Сергея Урусевского «Летят журавли». Пабло Пикассо в Каннах восхищается талантом и обаянием нашей актрисы Татьяны Самойловой, активно ухаживая за ней и ревниво охраняя от других поклонников.
Но оттепель сменяется военными действиями: в середине 1960-х авторскому кино вновь объявлена война. Все, что укладывается в рамки соцреализма снова подвергается опале. По иронии судьбы, самой знаменитой жертвой цензурного холода становится гениальный фильм Андрея Тарковского «Андрей Рублев». Хотя до этого «оттепель» позволила выйти на экраны не только артхаусным фильмам Андрея Тарковского («Иваново детство»), Глеба Панфилова («В огне брода нет») и Ларисы Шепитько («Крылья»), но и подарила зрителям удовольствие настоящего развлечения в комедиях Леонида Гайдая («Операция «Ы», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука»), Эльдара Рязанова («Берегись автомобиля!») и Георгия Данелии («Я шагаю по Москве»).
В застойные 1970-1980-е годы весьма небольшим тиражом на экраны все же просачиваются такие картины, как «Зеркало» и «Сталкер» Андрея Тарковского, «Парад планет» Вадима Абдрашитова, «Мой друг Иван Лапшин» Алексея Германа. Но, что любопытно, в эти же годы снимаются с полок «Печки-лавочки» и «Калина красная» Василия Шукшина, «Начало» и «Прошу слова» Глеба Панфилова, «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Пять вечеров» и «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» Никиты Михалкова, «Слово для защиты» и «Охота на лис» Вадима Абдрашитова, «Чужие письма» и «Объяснение в любви» Ильи Авербаха, «Полеты во сне и наяву» и «Поцелуй» Романа Балаяна, «Военно-полевой роман» Петра Тодоровского и многие другие.
В советское время грамотно организованная система проката в нашей стране и отсутствие широкого спектра развлечений, который существует сегодня, обеспечивала высокую посещаемость кинозалов. Миллионы и миллионы зрителей восхищались комедиями Леонида Гайдая («12 стульев», «Иван Васильевич меняет профессию»), Георгия Данелии («Афоня», «Мимино»), Эльдара Рязанова («Ирония судьбы, или С легким паром!», «Служебный роман», «Вокзал для двоих»), Аллы Суриковой («Человек с бульвара Капуцинов», «Ищите женщину») лентами Владимира Мотыля («Белое солнце пустыни») и Александра Митты («Экипаж»). Героев этих картин знал каждый советский школьник, студент, инженер или пенсионер. А цитаты ушли в народ и прочно поселились в лексиконе.
Абсолютными рекордсменами советского проката той поры стали мелодрама Владимира Меньшова «Москва слезам не верит», завоевавшая «Оскар». Ну и, конечно, боевик «Пираты ХХ века» Бориса Дурова.
Весьма стимулировали наших кинематографистов и пришпоривали их воображение «перестроечные» годы, когда на экранах появилось «Покаяние» Тенгиза Абуладзе и десятки других тонких, психологичных притч, авторами которых являлись Александр Сокуров, Вадим Абдрашитов, Карен Шахназаров, Константин Лопушанский, Ролан Быков, Александр Кайдановский.
В период развала СССР кинематограф пережил серьезный кризис. Но ситуация постепенно выправляется. В 2019 году доля российских фильмов в кинотеатрах страны составила 23% от общего числа показанных, кассовые сборы поднялись до 12,3 миллиардов рублей. Одновременно наметился переход серьезных режиссеров в сериалы и альтернативное пространство стриминговых платформ, где нет столь жестких условий, которые выдвигают творцам владельцы кинотеатров. Так что, как говорит герой Леонида Быкова в культовом советском фильме «В бой идут одни старики»,(а во след за ним и создатели одноименного кинофестиваля, который сегодня проходит в столице) – «Будем жить!»
Елена Булова