МАМУ РОДНУЮ ПРОДАДУТ ЗА ЛАЙКИ
Онлайн-конференция «Интернет-инфлюенсеры: «золотой век» позади или еще впереди?» состоялась в пятницу в МИА «Россия сегодня», ее провел генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров.
Согласно информации агентства, одной из наиболее заметных тенденций последних лет в развитии Интернет-среды стало появление института интернет-инфлюенсеров – блогеров с большим числом подписчиков. Сегодня они – одна из наиболее активных частей интернет-сообщества, выступающая в роли трендсеттеров. Их влияние уже в полной мере оценили не только бизнес-структуры, за короткий период превратившие Интернет-инфлюенсеров в инструмент коммерческого и маркетингового продвижения различных товаров и услуг, но и политики. Несмотря на активное развитие института Интернет-инфлюенсеров, отношение к ним в обществе неоднозначное. Одни рассматривают их как непременное условие формирования Интернет-среды, и в первую очередь социальных медиа, обращая внимание на позитивные моменты. Другие делают акцент на негативных аспектах их деятельности, подчеркивая исчерпанность потенциала.
Слово «инфлюенсеры» интуитивно понятно, хотя лично я слышу его впервые. Из дискуссии понятно, что речь идет не столько о блогерах с большим количеством подписчиков, сколько о так называемых opinion leaders, то есть влиятельных «лидерах мнений». Являются ли таковыми блогеры с гигантским количеством подписчиков, как было непонятно, так и осталось без прояснения.
Большинство выступающих были из ВШЭ и поэтому риторика их строилась из множества английских слов, то ли мемов, то ли терминов.
Содержательная сторона состоит в том, что блогосфера очень сильно стратифицирована. Каждый из нас формирует свой информационный пузырь вплоть до полного закукливания в нем. Тем не менее, сейчас любой активный блогер может выстроить свое рукотворное СМИ. Границы между блогерами, инфлюенсерами и СМИ стираются. Соответственно в целом наиболее влиятельной оказывается армия блогеров с тысячами подписчиков. В зависимости от платформы, блогеры в основном молодые женщины и девочки от тринадцати лет. Главное в том, чтобы постоянно обновлять контент в среднем не менее пятисот раз в год.
У меня выходит на порядок больше.
Отдельная тема – блогеры-миллионники. Обычно это небольшой медиа-завод с четким разделением труда. Медиа-персона, которая дает имя проекту, может как вовсе не вмешиваться, так и принимать активное участие. В любом случае хотя бы на начальном этапе необходимы денежные вливания. После раскрутки приходят крупные рекламодатели и проект может приносить большую прибыль. Бартером и мелкими предложениями они уже не интересуются.
Тенденция последних лет состоит в обелении. Блогеры регистрируются как ИП или самозанятые и начинает платить налоги.
Участники мероприятия рассказали, как привлекать внимание и работать с инфлюенсерами. Например, можно предлагать им эксклюзивную информацию. Блогер получает подписчиков, автор – канал размещения информации.
Подход с определением стоимости рекламы по посещаемости уходит в прошлое. На некоторых блогах много ботов и они ничего не покупают. Отдельных блогеров любят хейтеры. Они подписываются на тех, кто им неприятен, чтобы смотреть и ненавидеть. Соответственно эти тоже ничего не покупают.
И тем не менее, за лайки родную маму продадут – шутка от Федорова. Среди прочего сообщил, что выиграл ящик крымского вина у человека который утверждал, что 29 августа в Минске будет другая власть.
Ближе к концу прозвучало, что кроме маркетингового инфлюенсинга существует еще и социально-политический. Почему-то совсем не рассматриваются аккаунты организаций, органов и представителей власти, привлекающие устойчивое внимание.
Когда начались вопросы журналистов и за ними пошли несоответствующие смыслу ответы, стало понятно, сиюминутно представленная команда Федорова и журналисты обитают в разных мирах. Авторы вопросов не могли понять, за что Ксения Собчак получает миллионы долларов.
Для участников мероприятия тут вообще нет вопроса. Ксения активная и привела аудиторию с телевидения. Занимается самыми разными темами. В рекламодателях у нее такие крупнейшие бренды, как Ауди. Правда, оно уехало в итоге скандала. Но Ксюша – будущий политик, даже уже настоящий.
Все без исключения участники дискуссии погружены в североамериканскую ментальность и исходят из того, что достаточный уровень англицизмов в их словесном потоке верифицирует весь поток. Ведущий политик для них Алексей Навальный. Поскольку тут явно образовалась вакансия, это место займет, мне кажется, Юрий Дудь.
Угрозы в деятельности инфлюенсеров участники мероприятия не видят. Нет там никакого экстремистского контента.
За все два часа мерпоприятия ни разу не прозвучали слова «социальная инженерия» или «викиномика». Вопрос МП о превращении блогосферы в пятую власть проигнорирован.
Ради справедливости надо отметить, что приравнивание блогосферы к СМИ стало возможно благодаря властным решениям, когда запретили закрывать личные страницы и затем блогера поставили выше Интерфакса в интерпретации аварии на Саяно-Шушенской ГЭС. Мера была вынужденная и отвечала на два вызова: падение доверия к официальным СМИ и захват Рунета агрессивными ботами с Украины. События развивались в направлении настоящей войны за массовое сознание через блогосферу. Для ослабления национальной власти с программой-максимум государственного переворота создали множество так называемых новых медиа – сетевых, контент для которых готовится за рубежом.
В текущем году на эту тему прошло множество пресс-конференций с презентациями исследований блогосферы, о которых участники мероприятия не знают или предпочитают не говорить. Соответственно высказывания о развитии политической грамотности звучат как минимум наивно.
Параллельно в Рунете развивается самоорганизация по интересам методами викиномики. На мероприятии этой темы лишь слегка коснулись, обозначив пул советчиков блогера.
Для завершения темы должен привести свой непопулярный принцип с принципиальным отказом от заработка на информации и рекламе. Реклама на моем сайте размещается в оплату хостинга и иногда переходит границы. Второй принцип – публиковать информацию в открытом доступе по мере поступления и не ждать, пока с тобой разберутся. Бывает, я опережаю официальные СМИ, но ссылаться на меня не принято.
Аналогичная ситуация с «Московской правдой». Если мы в силу стечения обстоятельств и особого внимания к актуальной, но нерелеватной информации оказываемся в числе opinion leaders, аудитория об этом не узнает и специалисты по инфлюенсингу в расчет не возьмут.
Лев МОСКОВКИН