МОЖНО ЛИ СРОЧНО СДАТЬ ТЕСТ НА КОРОНАВИРУС В МОСКВЕ?
В начале августа наша столица лидировала по количеству сделанных тестов на COVID-19 методом полимеразной цепной реакции (ПЦР). По состоянию на 10-е число в Москве было сделано 6,5 миллиона тестов, в день проводилось 80 тысяч исследований.
Мэр города Сергей Собянин отметил, что свободная запись дает бОльшую выявляемость, чем регулярный скрининг на предприятиях и в организациях.
«То есть при свободной записи граждане, видимо чувствуя какое-то недомогание или риски, приходят сами и заражение быстрее выявляется», – пояснил он. Взрослые могут сдать анализ в одной из 162 поликлиник, дети — в 45 детских.
Как всегда, есть статистика, а есть суровая реальность. Поставим вопрос так: если понадобилось как можно скорее решить гамлетовский вопрос — «быть или не быть», то насколько быстро это удастся сделать? Насколько реально попасть в те 80 тысяч исследований, которые по статистике проводятся каждый день?
…Надо отметить, что первый раз, когда я столкнулась с необходимостью сдать тест на COVID-19, поводов для негодования у меня практически не было. При возвращении из-за рубежа требование Роспотребнадзора сдать анализ в течение трех дней было выполнено. Как раз точнехонько на третий день в поликлинике и была запись. Вуаля! Еще через три дня я точно знала, что у меня все в порядке.
Но вот второй случай поставил меня в тупик.
Итак, в понедельник, 31 августа, вечером приходит сообщение от коллеги, с которой мы четыре дня назад пересекались на мероприятии: «Я приболела.
Вчера больничный взяла. Пропало обоняние. Не чувствую вкус пищи. Сдала в воскресенье тест. Вот жду, что придет. Температуры нет».
Я начинаю загибать пальцы. Тест делается два-три рабочих дня, значит, известно будет в среду — это в лучшем случае. Еще вопрос — когда она сообщит? Приболела-то в воскресенье, а призналась через сутки. Так что лучше подстраховаться и самой сдать тест.
Открываю EMИAC, смотрю записи. У нашей поликлиники — три филиала плюс головное учреждение. В ближайшем ко мне филиале запись аж через неделю — на 9 сентября. В других еще круче: 11 и 9 сентября. Но — есть один филиал, где возможна запись на 1 сентября. Не очень хочется ехать в общественном транспорте с предположительным контактом в анамнезе, но, немного поразмыслив, пытаюсь записаться. И — увы! – оказывается, поезд уже ушел. Там было единственное свободное время, и его кто-то успел занять раньше. Оставшиеся возможности — 9, 11, 12 сентября.
Ладно, не все еще потеряно, есть ведь еще ИНВИТРО! Отправляюсь в ближайшую к дому.
– Мы не берем мазок на коронавирус, – говорит девушка на ресепшене. – У нас не во всех офисах есть такая возможность.
– А где берут? – интересуюсь я.
– Возле станции метро «Авиамоторная», там есть, – отвечает.
Что ж, разворачиваюсь на 180 градусов и иду в другую сторону.
– Мы сами мазок не берем, – ошарашила меня закутанная в одноразовый халат девушка. – Мы можем продать вам набор для самостоятельного взятия, вы придете домой, возьмете у себя сами мазок и принесете нам. А мы его исследуем.
– Не поняла… А если я тут у вас на диванчике сделаю?
– Тогда нас могут оштрафовать. Это строго запрещается!
– Но почему?
– Потому что у нас нет условий для взятия такого анализа.
– А у меня дома они, значит, есть, да? А если я выйду за дверь и на лестнице возьму мазок? А потом сразу же к вам?
Девушка пожимает плечами и хлопает ресницами. Даже под маской видно, что она понимает всю абсурдность ситуации. В офисе, где делают забор крови, условий нет, а там, где пациент будет самостоятельно заниматься самоанализом, они есть! Кто может проверить, где я буду употреблять купленный набор — дома, на лестнице, в подъезде, в подворотне, во дворе на лавочке?
– А если я его неправильно возьму? – приходит мне в голову новая мысль.
– Мы вам инструкцию дадим. На пяти страницах. – Величина инструкции явно кажется девушке гарантией того, что я все сделаю правильно.
– Ладно, а сколько это стоит?
Девушка называет сумму… я разворачиваюсь и ухожу. За почти две тысячи самой у себя анализ брать, да еще не пойми где, не пойми в каких условиях, и при этом читая инструкцию на пяти страницах? Спасибо — не надо!
Беглый серфинг в Сети московских частных клиник показал, что за две с половиной тысячи можно сдать анализ в любое время без этих извращений. Но цена все равно смущает.
…И вот теперь я сижу дома и думу думаю. Хорошо, если у коллеги ничего не подтвердится. Тогда можно будет выдохнуть и снова пойти общаться с людьми.
А если да? Что тогда делать? Сидеть ждать неделю, когда в поликлиниках откроется запись? Или позвонить в поликлинику, насочинять себе симптомов (если их не будет), сообщить, что был контакт? Может быть, в таких случаях приходят на дом и берут тест?
И вообще почему так случилось, что в первую неделю сентября в Юго-Восточном округе такая очередь на ПЦР-исследование? Возможно, это как-то связано с началом учебного года?
Яна МАЕВСКАЯ.
Фото из открытых источников.