ЕКАТЕРИНА ФИЛИППОВА: «КУРАТОР» – МУЖСКОЕ КИНО, НАПОЛНЕННОЕ БЕСПОКОЙСТВОМ О ЗАКОНАХ, ПО КОТОРЫМ ЖИВЕТ НАШЕ ОБЩЕСТВО
На экраны страны выходит любопытнейшая криминальная драма, родившаяся из обычной газетной статьи. Прокат одного из самых авангардных и необычных отечественных дебютов прошлого года — «Куратор» Петра Левченко стартует уже 10 сентября начнется.
Завязкой для фильма послужило громкое убийство, которое произошло в реальной жизни, известное, как «История Красногорского стрелка».
По сюжету фильма в областном центре Кузнецкий в собственном кабинете убит мэр. Убийца – Димур Кавсадзе (Михаил Гомиашвили) – подельник администрации Кузнецкого по коммерческой застройке. На город обрушивается шквал общественного беспокойства. Александр Данилин (Юрий Цурило) – негласный куратор, посредник между бизнесом и властями, включается в привычную работу по устранению неприятностей и нормализации жизни Кузнецкого. Причиной трагедии стала стройка, которая как опухоль разрастается вокруг Кузнецкого, являясь источником выгоды для властей и местных застройщиков. Она «пожирает» свободные земли, души людей и даже то, что, казалось, существует вне закона выгоды – семью. Стройку не могут остановить ни смерти людей, ни здравый смысл…
Будучи художественным вымыслом авторов, фильм, как уже упоминалось выше, основан на реальных событиях, произошедших в Подмосковье в 2015 году. «Красногорский стрелок» Амиран Георгадзе, крупный застройщик, застрелил двух чиновников прямо в их кабинетах. Для всей России это было очень резонансным событием. В дни после случившегося по радио и телевидению звучали полярные мнения о содеянном Георгадзе. Кто-то называл его новым Робин Гудом, народным мстителем, объявившим войну чиновничьему беспределу. Кто-то припоминал его криминальное прошлое. Другие рассуждали, что Георгадзе и сам власть, он не герой и не борец за справедливость, он часть этой системы, внутри которой не поделил что-то с жертвами своей расправы.
Когда все спецслужбы московского региона разыскивали Амирана Георгадзе, Нодари, его сын и наследник, побеседовал с корреспонденткой одной из центральных столичных газет. Среди общих фраз, рассказал о плохом здоровье отца, о его заслугах перед городом. В этом небольшом интервью шла пунктиром пугающая мысль: Нодари Георгадзе открещивался от своего отца и примерял на себе новую роль руководителя огромного строительного бизнеса. Стройка не останавливается ни днем ни ночью, и семейная трагедия не повод ломать отношения с системой, в которой Нодари предстоит жить и работать. Именно это небольшое интервью и стало отправной точкой для сценария.
Главный герой фильма – сотрудник спецслужб Александр Данилин, по сути – чистильщик, «решала». Крадет улики, шантажирует, стравливает, устраняет неугодных, это для него так же просто, как прихлопнуть муху. В то же время Данилин — муж и дедушка. И вперемешку с «работой» он вынужден решать мелкие бытовые и семейные проблемы. В сплетении этих контрастных сюжетных линий и рождается сюжет «Куратора», который представляет собой разговор о замкнутом круге, порождаемом властью денег и человеческой безразличностью. Что Александр, чьи руки по локоть в крови, а жизнь превратилась в некую функцию, может передать своей внучке? Или какая судьба уготована Анри, который вынужден перенять трагическую эстафету у своего покойного отца?
– Жанр дебютного фильма Петра Левченко, – рассказывает продюсер Екатерина Филиппова, – я бы определила, как экзистенциальную драму на материале документальной современной криминальной истории. «Куратор» – вполне самодостаточное и ответственное высказывание молодого режиссера о современной России. В начальных титрах есть фраза «Фильм является художественным вымыслом, основанным на реальных событиях». Этот дисклеймер выражает нашу коллективную позицию по поводу происходящих в картине событий. Да, фильм основан на реальных фактах. И нет – он не является прямой реконструкцией криминального кейса, случившегося несколько лет назад в подмосковном Красногорске. «Куратор» – мужское социальное кино, наполненное беспокойством автора по поводу актуального состояния законов, по которым живет российское общество сегодня. В нашем фильме нет ни одной большой женской роли. И это очень показательно подчеркивает, что наши судьбы (читай – «судьбы всего общества»), вне зависимости от гендерной принадлежности, по-прежнему находятся в руках мужчин еще советского поколения. Как бы ни казалось, что жизнь ушла далеко вперед.
А вот что об этой картине говорит сам режиссер.
– Через пару месяцев после событий в Красногорске я увидел интервью, которое дал «Комсомолке» сын «Красногорского стрелка», – вспоминает Петр Левченко. – Меня оно поразило: что-то было в нем очень точное про эту семью, про отцов и детей в целом. Можно сказать, с этого интервью и начал формироваться финальный замысел. «Куратор» — фильм не про ментов и бандитов, а про отца и сына, про поколения.
Работа над этой историей, по словам режиссера, началась задолго до Красногорских событий:
– Около пяти лет назад я написал сценарий «Холостые патроны» про оперативника, получившего ранение, вынужденного перейти на штабную работу и страдающего от безделья и своей ненужности, – продолжает режиссер. – Все, что ему оставалось, это стрелять с детьми по пустым пивным банкам, подписывать рапорты – и получить залп холостых патронов над своей могилой. Это было не кино. Литература. Я принес задумку моему мастеру Андрею Михайловичу Добровольскому на Высших курсах сценаристов и режиссеров. Он прочитал и сделал замечание в своем безапелляционном стиле: «Это очень хорошо, но нужно все переписать. Главным героем должен быть он». И указал на персонажа, которого тогда я назвал «незнакомец»: такой серый кардинал, сотрудник неназванной спецслужбы, которая тайно вершит судьбу вымышленного городка. Немного сказочный персонаж. Я попробовал – и сценарий ожил, начал расти как-то естественно. Начались метаморфозы, от первоначального замысла не осталось ничего, кроме одного второстепенного персонажа. А потом уже случились события в Красногорске, которые и расставили в сценарии всё на свои места.
Фильм получил награды «Кинотавра», МКФ в Варшаве, Екатеринбурге, Шукшинского кинофестиваля в Барнауле, стал «Лучшим фильмом» на МКФ «Восток&Запад, Классика и авангард» в Оренбурге.
Елена Булова