МУНИЦИПАЛИТЕТЫ ЛИДИРУЮТ ПО КОЛИЧЕСТВУ НАРУШЕНИЙ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Причем, как показывает анализ ведомственной статистики Федеральной антимонопольной службы России, российские муниципалитеты лидируют по количеству таких нарушений на фоне устойчивой тенденции по уменьшению их числа на федеральном уровне.
Об этом сообщил заместитель руководителя ФАС России Андрей Цыганов в ходе пресс-конференции в ТАСС, темой которой стал обзор того, как антимонопольное законодательство соблюдается органами власти субъектов РФ:
«Если распределить дела о нарушениях антимонопольного законодательства органами государственной власти и местного самоуправления, то мы увидим пирамидальную картину: на федеральном уровне нарушений становится всё меньше. Органы государственной власти РФ научены соблюдать антимонопольное законодательство, понимают, что если оно нарушается, то возникают и репутационные, и финансовые, и административные риски.
Здесь сейчас количество дел, которые мы вынуждены возбуждать по нарушениям в отношении федеральных органов, носит единичный характер, хотя еще 10 лет назад мы рассматривали десятки такого рода дел в отношении федеральных министерств и ведомств. В субъектах РФ нарушения есть, их достаточно много, но основная масса нарушений приходится на муниципальные органы. Это связано и с недостаточной квалификацией части людей, которые работают в муниципалитетах, в небольших городах, сельских районах. Это также связано с определенными бюджетными ограничениями, которые вынуждают эти органы власти принимать решения, которые иногда идут вразрез с нормами законодательства о конкуренции».
А также, хочется добавить, – с несомненной коррупционной составляющей…
Наиболее распространенными нарушениями «Закона о защите конкуренции» являются создание преимуществ и (или) дискриминационных условий осуществления деятельности хозяйствующими субъектами на товарном рынке; создание неравных условий доступа к государственному и муниципальному имуществу; ограничение конкуренции путем нарушения конкурсных принципов отбора исполнителей госзаказов на выполнение работ и оказание услуг.
В качестве одного из конкретных примеров нарушения закона Андрей Цыганов привел ситуацию в городе Кашире (Московская область) с имитацией проведения открытого аукциона на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций (о проведении аукциона было сообщено задним числом, а сам он был подменен устными договоренностями).
«В результате около 40% рынка наружной рекламы в пределах городского округа Кашира были распределены без торгов. Информация об аукционе не была размещена в срок на официальном сайте администрации (размещена после проведения аукциона) и не опубликована надлежащим образом в газете «Вести Каширского района». С целью сокрытия допущенных нарушений администрацией был заказан и выпущен поддельный номер газеты с извещением о проведении аукциона», – рассказал Андрей Цыганов.
Кроме этого, как выяснилось, заявки победителей не соответствовали действовавшим правилам установки и эксплуатации рекламных конструкций. По результатам проведенной проверки Московское областное отделение УФАС России обратилось в суд с заявлением о привлечении к административной ответственности должностных лиц. По итогам судебного разбирательства 4 должностных лица были дисквалифицированы и еще несколько человек оштрафовано. Решением арбитражного суда результаты «псевдоаукциона» признаны недействительными.
Среди «рецидивистов» по случаям нарушения антимонопольного законодательства фигурирует и мэрия Ярославля, которая то не осуществляет конкурсных процедур по управлению многоквартирными домами, то не распределяет на конкурсной основе права на осуществление пассажирских перевозок.
Однако рекордсменом по долгосрочности и систематичности нарушений «Закона о конкуренции» стал Волгоград.
«Этот пример «тянется» с 2002 года… В 2002 году волгоградский Департамент городского хозяйства заключил 15-летнее соглашение с одной из коммерческих организаций в области оказания ритуальных услуг. Мы с самого начала были против того, чтобы одной из организаций, которая оказывает ритуальные услуги, создавать подобного рода преимущества, долго ходили по судам, но надеялись, в конечном счете, что когда 15-летний срок действия этого соглашения закончится, рынок оказания ритуальных услуг будет изменен. Но этого не произошло! Без процедуры конкурсного отбора, без каких-либо обоснований договор был продлен аж до 2027 года, то есть еще практически на 15 лет. Естественно, наше территориальное управление не могло пройти мимо этого вопиющего нарушения закона и доказало в судах с помощью прокуратуры Волгоградской области, что причиной таких действий явилось запрещенное законом антиконкурентное соглашение между хозяйствующим субъектом, оказывающим ритуальные услуги, и администрацией города».
Возможно, изменить ситуацию по соблюдению антимонопольного законодательства на муниципальном уровне позволит вступивший в силу с 8 января 2020 года закон, предусматривающий общий запрет на создание и деятельность муниципальных унитарных предприятий (МУПов) на конкурентных рынках, за исключением закрытого перечня случаев. Но, как говорится, поживём – увидим…
Сергей ИШКОВ.