АНДРЕЙ ЖИТИНКИН: ЗАКУЛИСЬЕ ЭТОГО ЗНАКОВОГО СОБЫТИЯ ХРАНИТ МНОГО ТАЙН
Новый сезон Малого театра начался с премьеры. Вчера на основной сцене состоялся спектакль «Большая тройка (Ялта-45» ) по пьесе Лукаса Свенссона в постановке народного артиста России Андрея Житинкина. Наш театральный обозреватель беседует с режиссером. – Андрей Альбертович, премьера спектакля должна была состояться 9 мая, она готовилась к 75-летию Победы, но коронавирус спутал планы ? –...
Новый сезон Малого театра начался с премьеры. Вчера на основной сцене состоялся спектакль «Большая тройка (Ялта-45» ) по пьесе Лукаса Свенссона в постановке народного артиста России Андрея Житинкина. Наш театральный обозреватель беседует с режиссером.
– Андрей Альбертович, премьера спектакля должна была состояться 9 мая, она готовилась к 75-летию Победы, но коронавирус спутал планы ?
– Все верно. Но мы преьмеру сыграли тоже в очень хороший день 3 сентября – день окончания Второй мировой войны.
– Отправным пунктом истории, рассказанной в вашем спектакле, является встреча лидеров трёх стран антигитлеровской коалиции— СССР, США и Великобритании, посвящённая установлению послевоенного мирового порядка. Об этом столько всего написано! Чем же новым вы решили удивить зрителя и кто занят в спектакле?
– Роль председателя Совета Народных Комиссаров СССР Иосифа Сталина играет Василий Бочкарев, премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля играют Борис Невзоров и Валерий Афанасьев. На роль президента США Франклина Рузвельта у нас было два исполнителя – Владимир Носик и Борис Клюев. С Борисом Клюевым сегодня прощается Москва, он, к нашей великой скорби, ушел из жизни 1 сентября. Поэтому вчера мы посвятили спектакль его памяти. Борис Клюев был артистом выдающимся, он замечательно репетировал Рузвельта, роль им была сделана абсолютно. Он до последнего боролся, и все надеялись, что он выкарабкается. Но не случилось…
Чем эта история нам интересна? Зритель действительно много знает о ключевом событии, которое произошло в Ялте – Ялтинской конференции, которая проходила в Ливадийском дворце. Но он не знает о закулисье этих переговоров, а это и есть самое интересное. Это были судьбоносные переговоры, когда, по сути дела, решалась дальнейшая судьба мира после победы и даже шел передел карты мира, было принято решение о расчленении Германии, уточнялись границы Польши, было принято решение о создании ООН – это все осталось в истории. Но то, какая то была мучительная ситуация, мало кто знает. Каждый день переговоры были на гране срыва, каждый лидер тянул в свою сторону – мы это так и играем. Великому дню предшествовали бессонные ночи и интриги. И только потом приходит сам день, когда они все появляются яркие, отлично одетые, оживленные.
Закулисье переговоров никто никогда не показывал. Швед Лукас Свенссен раздобыл в западных архивах уникальные материалы, тайные и неизвестные, он насытил свою пьесу фактами, о которых зритель ничего не знает. И именно поэтому это все очень интересно.
Наш спектакль – это история страстей. Мы показываем тройку не монстрами, а уставшими, больными уже людьми, со своими внутренними комплексами. Нас волнует внутренняя мотивация героев, принимающих судьбоносное решение. Потому что это была огромная ответственность. В мире никто не верил, что этой тройке удастся договориться, но так случилось.
Всем троим нужна была победа. Это был смысл их жизни в тот момент. Тем более что буквально через два месяца умрет Рузвельт, а Черчилля уже не переизберут премьер-министром. То есть дальше все пойдет совершенно по другому сценарию, 6 августа и 9 августа на Японию будет сброшено две атомные бомбы.
– Какая сцена для вас ключевая?
– Помните знаменитую ялтинскую фотографию, когда тройка вышла во внутренний дворик и позирует корреспондентам мира – они сидят на скамеечке, переговариваются.Это – последний день переговоров, поэтому они уже могут говорить достаточно откровенно. У нас воспроизведена эта важная сцена, и Сталин там говорит ключевую фразу: «Нам надо хотя бы на полвека удержать мир от новой мировой войны» В этом и самый главный смысл спектакля. Потому что мы в зале понимаем, что прошло уже не полвека, а 75 лет, то есть миссию свою они выполнили и еще и поэтому остались в истории. Это действительно были три выдающихся, самых знаменитых деятеля двадцатого века. А Черчилль до сих пор стоит первым в списке ста выдающихся британцев.
– Малый театр всегда славился своими добротными декорациями. Чем тут будете потрясать?
– Естественно декорация в нашем спектакле мощнейшая, в духе Малого театра. Это настоящие интерьеры Ливадийского дворца. Царский дворец был разрушен, но восстановлен заново за два месяца по приказу Сталина , собиравшегося там провести Ялтинскую конференцию. Это, кстати, Сталин настоял на том, чтобы она проходила в России, хотя Черчилль тянул в свою сторону, Рузвельт в свою. Но Сталин имел право настаивать, потому что наши войска были у Берлина на расстоянии 70 километров, в то время как войска союзников находились в десять раз дальше. Ясно было, то мы берем Берлин, поэтому условия и диктовал Сталин. Причем, все ведь понимали, что если лидеры не договорится, то это – продолжение войны, и ситуация может закончиться катастрофой.
– Малый театр сегодня блестит-сверкает после реконструкции, москвичи могут им гордиться. А что внутри?
– Действительно, театр аутентично восстановлен и подготовлен к приему зрителей. Актеры очень соскучились по работе. Перерыв был, по сути, в полгода. Публика в последнее время обрывала телефоны с вопросом: «Ну, когда же?» Премьеру мы будем играть еще 12 и 19 сентября. В театре обеспечена эпидемиологическая безопасность – зрителям измеряется температура при входе, в зале воздух проходит через специальные фильтры и регулярно очищается. Приходите!
Елена Булова.