КИНО ПО ВЫХОДНЫМ – ВРАТАРЬ ГАЛАКТИКИ
Посмотрел «Вратаря Галактики» и пребываю в восторге. Детский вариант «Вторжения», на мой взгляд.
Идея фильма давно витала. Если Голливуд бомбит Землю хорошими парнями с флагом США, без которых человечество ну просто никак не вырвется из пут вселенского зла, почему бы московской полиции в лице капитана Михаила Ефремова тоже немного не поспасать Землю?
Получился фильм-пародия с элементами фарса, практически полностью составленный из компьютерных спецэффектов. Актеры принимают позы, совершают телодвижения динамичного вида и подают реплики сакрального смысла. Типа все зомбированные, хватит пялиться на небо и надо работать, жизнь – это борьба, за нами Москва, надо всем объединиться, чтобы победить, жить, а не выживать.
Мы и не заметили, как вместе с эпохой сменилась сказочная установка. Было «жить–поживать», стало «жить, а не выживать». Степень фантастичности прежняя. Создатели фильма как бы застукали землян в итоге двадцатилетнего кошмара после уничтожения Луны. Солнце оставили крокодилу деда Корнея, в кино было бы слишком натуралистично. Воплощение вселенского зла напоминает Лунтика и одновременно Мурзилку в мохнатом варианте, только не рыжего, а синего. Укрощается одними словами, становится маленьким и ласковым.
Фильм переисполнен избыточностями подобно гипертексту. Все представленное по-голливудски нарисовано в запредельно превосходной степени. Каждый зритель выберет себе по вкусу злодея и героя. Лично мне понравился актер второго плана с дизайнерской антенной на голове, комментатор игры в космобол.
Злодеи чудовищно омерзительны. Герои фантастически симпатичны, особенно Антон (Евгений Романцов из Запорожья) и Наташа (петербурженка Виктория Агалакова). Парочке отведены важнейшие комплементарные роли, так что их соединение в хеппи-энде предопределено, как завещал синергетик Сергей Курдюмов своим вариантом антропного принципа.
Фабула проста и заковыриста в одном флаконе. Великий ученый Бела (Евгений Миронов) по совместительству глава галактической федерации космобола, он для убедительности разгуливает по экрану в белом балахоне, когда-то давно создал себе помощника сильнее себя. Тот согласно канонам сказки зажил собственной жизнью и тоже занялся наукой. Но с целью противоположной, чтобы заместить жизнь на Земле чем-то более разумным.
Похвально, но сомнительно.
Луноеды – хуже людоедов, оружие зла, против них люди бессильны. Особенно когда они выстраиваются в линию атаки. В Москве от прямого попадания энергатомных луноедов зрелищно превращаются в пыль исторически узнаваемые здания Москвы.
Примерно треть фильма наивный и неприкаянный Антон ищет работу и болтается под ногами у правильных людей, которые все как один пялятся на небо на игру в космобол.
У Войновича смотрели западный сериал, транслируемый на облака. Так что налицо элементы прогресса от «Рабыни Изауры» в сторону «Игры в бисер» Гессе на новом технологическом уровне.
Антон постоянно попадает в несуразные ситуации, но почему-то никак не погибает. У него больная мама (Елена Яковлева), и ее обязательно надо спасти. Заковыка в том, что высшие цивилизации не могут передавать низшим свои технологии.
В итоге бегства от капитана московской полиции Михаила Ефремова после грабежа аптеки ради лекарства для мамы, Антон на какое-то время склеивается судьбой с девушкой-оборотнем Аней (москвичка Мария Лисовая), у которой больной папа. Ради его спасения надо отправить на стадион и сорвать игру в космобол вирусом, имитирующим иммунную систему стадиона. Зомбированный Аней Антон соглашается.
Антон совершенно неподвержен общему безумию космобола и соглашается играть в него только ради спасения мамы. За ним охотятся силы добра и зла одновременно, потому что он, сам того не ведая, является носителем протогена. Это такая цепочка генов, определяющая способность к телепортации и соответственно талант отражения атак атомных шаров-луноедов. Среди способных к телепортации атлетов типа Наташи, а там есть девахи и покруче с фенотипом брутальным, Антон среди атлетов особенно особенный. Он способен наносить удары по атомным шарам луноедов серийно.
Тут уже ход авторской мысли опережает фантазии незабываемого французского фильма «Великолепный» с Жан-Полем Бельмондо. Кто-то из зрителей неизбежно воспринимает всерьез. Находится даже такой персонаж, кто пишет диссертацию по итогам наблюдения. Ну вроде как я рецензию.
Оказалось, стадион космобола – зона энергетической разрядки и одновременно крышка над местом заточения источника зла. Сама игра в космобол на самом деле война, которая помогает достичь необходимой для всеобщей победы степени национального единения.
Я не понимаю, как можно в одном творческом продукте склеить буквально все значимые особенности современного мира с его тектоническими сдвигами. Новое русское кино успешно обставляет журналистику. В целом получилось даже более осмысленно, чем во «Вторжении».
Иными словами, новое русское кино изобрело формат антиутопии, практически полностью адекватно отражающей реальность. Первым выстрелом было даже не «Вторжение», а одна из серий взрослых «Смешариков».
«Вратарь Галактики» подразумевает аллюзию к образу Льва Яшина как человека, сделавшего для выстраивания внешней витрины СССР вряд ли меньше газопровода «Уренгой – Помары – Ужгород».
Льва Яшина одного взяли в сборную мира от СССР.
Фильм очень грамотно сделан по зонтичным канонам Голливуда с целью достать всех, до кого только можно дотянуться в целостном произведении. Так кошка, выпав с девятого этажа, растопыривает лапы и напрягает когти в надежде хоть за кого-то зацепиться. Тут и война миров, и игра в космобол, и любовь к маме, и предательство папы ради прекрасного юноши в образе атлета и Нарцисса одновременно, и любовный треугольник Антон – Аня – Наташа, и графический мем двойной спирали ДНК, мимикрия вируса под иммунную систему арены войны – стадиона. Всего даже и не перечислишь, что авторы напихали в неполных два экранных часа.
Новое русское кино отличается рядом особенностей. Оно сочетает добрые традиции отечественного экрана с новейшими IT, то есть может быть сделано на суперкомпьютере с минимальной игрой актеров. Гуманитарные технологии, включая кастинг, подняты на самый высокий уровень. Актеров поставляет бывший СССР и его глобальные окрестности без выраженной зависимости от состоявшихся звезд. Подобно поставкам вооружений и в отличие от селекции с семеноводством, киноиндустрия России обеспечена полной технологической линейкой с дифференциацией ролей: одни делают картину, другие в ней играют, третьи занимаются постпродакшн и продвигают в международный прокат особо обученные специалисты.
Профессионалов на каждой фазе в избытке.
С выбором тематики и сценариями нет проблем. Любой выпад против России в России способны трансформировать в феерическую пародию на
Голливуд. «Вратарь Галактики» прочно встал в этот ряд. Пародия-зонтик накрывает, кажется, весь культурный тезаурус, включая «We are playmates, thoe and I» из красочного описания Большой игры Редъярда Киплинга.
Уже после того, как посмотрел фильм и написал этот текст, сподобился почитать отклики. Лучше бы вообще не читал.
Типичный пример:
«Кинокритик Антон Долин рассказывает, почему эта дорогая и сложная в производстве картина не даст зрителям, привыкшим к американским блокбастерам, ничего нового».
И далее:
«Вратаря Галактики» я смотрел на официальной премьере, пресс-показа не было. Важно понимать: если продюсеры не устраивают показа большого, долгожданного фильма для журналистов, дело плохо – авторы сами не верят в свое кино. На премьере же атмосфера праздника и заведомо лояльная публика. Зашедший туда критик чувствует себя чужим. Буквально все кричит об одном: «Это снимали не для тебя». А тут еще опасность столкнуться нос к носу с создателями после сеанса.
…
В триллере «Август. Восьмого» Файзиев неуклюже пытался поженить эстетику заморских «Трансформеров» с героизацией Путина и Медведева, вольно экранизируя «маленькую победоносную войну» с Грузией; фильм был воспринят скорее как курьез и в прокате не окупился. Кондовая «Легенда о Коловрате», которую Файзиев подхватил из слабнущих рук режиссера-дебютанта, запомнилась реконструкторской удалью и патриотическим пафосом. Говоря короче, «Вратарь Галактики» для Файзиева – решающая точка карьеры, момент истины, чтобы доказать право считаться одним из лидеров отечественного мейнстрима.
…
Надо отдать должное Файзиеву, его сценаристам и продюсерам. Во «Вратаре Галактики» нет и идеологической подоплеки. Это не милитаристский фильм, он лишен суконного патриотизма и прочих консервативных скреп. Тут даже нет образа «врагов» – лишь один злодей, зато есть слабый намек на, страшно сказать, мультикультурность и толерантность: в спортивной команде землян – две девочки (Виктория Агалакова и Елизавета Тайченачева) и один темнокожий по имени Пеле (актера, впрочем, зовут Иван Иванович). Их дружественные противники – и вовсе команда мужеподобных великанш-амазонок с примкнувшим к ним гламурным качком, предположительно, геем. В итоге главными все равно окажутся гетеросексуальные россияне Антон и Наташа, но это уже неминуемая издержка формата под названием «русский блокбастер». Зато перед тем, как оценить Наташу, герой переживет стремительный травматичный роман с сексапильной инопланетянкой (Мария Лисовая).
Ничего глупого, вредного или злого авторы этим фильмом сказать не пытались. Но трудно понять, пытались ли они сказать хоть что-то конкретное».
Короче, America first и Голливуд вершина эволюции. В каком-то смысле так и есть. От послевоенного времени, когда США выиграли чужую войну с помощью порабощающего плана Маршалла, осталось окно в мир веселья и развлечений типа «Серенада солнечной долины» с намеком насмешки над зависимыми странами. Потом пошли попытки перевоспитать себя с помощью «Грязных танцев». Далее пришла волна самообличений «Ангар-18», завершившаяся провалом «Игра без правил» об истории агентессы ЦРУ Уилсон. Параллельно десятки лет Голливуд пытался накрыть многонациональную культуру, и иногда получалось – «Скарамуш» о Франции, «Грек Зорба» о Греции. Ну и просто воровали сюжеты, переделывая на свой лад вестерна – «Великолепная семерка».
В поддержку Голливуда высказался даже любимый в России рассказчик Александр Цыпкин на 33-й ММКЯ. По его словам, кино наснимали на двести лет вперед и если хочешь завоевать мир, надо завоевать Америку. Получилось неубедительно, но на мою просьбу привести аргументы в поддержку Голливуда Цыпкин ответил хамством. Якобы он убеждать никого не собирается, потому что он истина в последней инстанции. Далее последовали рассуждения о том, что Америка за все платит намного больше.
Мне важен результат, а не пропаганда или объем затраченных усилий. Если в США все так неэффективно, что приходится переплачивать на порядки, это их проблема. Новое русское кино зачастую снимается на Украине, где еще дешевле России. Я действительно ничего не знаю про Голливуд для США, вижу только то, что катят в Россию. В сетевом кинотеатре, где я смотрел «Вратаря Галактики», этот фильм идет четыре сеанса в день. Один – «Куриный забег», два – «Гренландия», три – «Новые мутанты» и шестнадцать «Довод» длиной 2,5 часа с бюджетом 205 млн против 15 тысяч «Вратаря Галактики».
Обещали после пандемии множество отечественных новинок. Открытие кинотеатров постарались скрыть и отвратить зрителя от кино вообще. Мы успели посмотреть «Хеппи-энд» и «Красотку в ударе». Обе картины добрые и с изрядной долей психотерапевтического эффекта. Без малейшего намека на спасение человечества, для чего новое русское кино делает намного больше неубедительных «Доводов».
Лев Московкин.