СОБОР, ИЗБРАВШИЙ ПАТРИАРХА «БОЛЬШЕВИСТСКИМИ ТЕМПАМИ»
8 сентября 1943 года в Москве открылся Архиерейский Собор, на котором патриархом был избран Сергий (Старогородский). До этого в течение почти 18 лет РПЦ жила без патриарха и 8 лет – без Священного Синода.
4 дня на организацию собора
В конце августа 1943 года тогда ещё митрополит Московский и Коломенский и местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий (Старогородский) вернулся в Москву из Ульяновска, куда он был эвакуирован в октябре 1941 года. Утром 4 сентября ему позвонил полковник НКВД Георгий Карпов, который сообщил о желании товарища Сталина встретиться с высшими иерархами РПЦ. Вечером того же дня в Кремле состоялась беседа митрополитов Московского Сергия, Ленинградского Алексия (Симанского) и Киевского Николая (Ярушевича) со Сталиным, Вячеславом Молотовым и Георгием Карповым.
После того, как Сталин попросил иерархов откровенно рассказать о самых насущных вопросах, которые стоят перед РПЦ, митрополит Сергий сказал, что самый главный вопрос – о центральном руководстве Русской Церкви, что он почти 18 лет является патриаршим местоблюстителем и думает, что едва ли где-то еще возможна такая ситуация, при которой с 1935 года в Церкви нет Синода. Последний, 11-ый патриарх Московский и Всея Руси Тихон (Беллавин), избранный на Поместном Соборе 1917-1918 гг., умер в апреле 1925 года и с тех пор его обязанности исполняли местоблюстители: сначала митрополит Петр (Полянский), потом – Сергий (Старогородский). После этого Сергий просил разрешения собрать Архиерейский Собор, который изберет патриарха и образует при главе Церкви Священный Синод как совещательный орган в составе 5-6 архиереев.
Сталин такое разрешение дал и спросил о возможном сроке созыва Собора. Митрополит ответил, что Собор можно созвать через месяц. Тогда Сталин спросил у полковника Карпова, а нельзя ли ускорить этот процесс, «проявить большевистские темпы?». На что Карпов ответил, что если помочь митрополиту Сергию транспортом, предоставить самолеты, то Собор можно созвать через 3-4 дня. Сошлись на том, что Архиерейский Собор откроется в Москве 8 сентября.
Профессор Московской духовной академии Алексей Константинович Светозарский в интервью порталу «Православие.ru» причину такой спешки объяснил внешнеполитическими причинами:
«Встреча с иерархами в Кремле происходит перед Тегеранской конференцией, которая состоялась в ноябре – начале декабря 1943 года. А в сентябре быстрыми темпами решается вопрос о воссоздании церковных структур – с прицелом на использование Церкви во внешнеполитических целях для усиления советского влияния».
Как германская резиденция стала патриаршей
На этой же встрече в Кремле, 4 сентября 1943 года, Сталин поднял вопрос о предоставлении Московской патриархии помещения и транспорта. Митрополит Сергий просил предоставить для размещения Патриархии и проживания патриарха игуменский корпус в Новодевичьем монастыре, но Сталин предложил особняк в Чистом переулке, в котором до начала войны размещалась резиденция немецких послов:
«Нет, это не годится. Товарищ Карпов там был и всё осмотрел. Корпус неблагоустроенный, сырой, холодный, требует капитального ремонта. А мы хотели бы вам предоставить обустроенное и подготовленное помещение немедленно. А потому завтра же в ваше ведение перейдет для размещения в нём Патриархии особняк по адресу Чистый переулок, дом № 5. (…) Это советское здание, в нём лишь временно размещался до войны немецкий посол в СССР Шуленбург. Да и к тому же предоставлено будет вам и всё находящееся в нём имущество, и прилегающая к дому территория».
Уже на следующий день, 5 сентября, здания бывшей усадьбы были переданы Московской патриархии вместе с мебелью, убранством и хозяйственной утварью.
Выбрали единогласно
8 сентября уже в новом здании Московской патриархии (Чистый переулок, дом № 5) открылся Архиерейский собор, на который съехались 19 иерархов: 3 митрополита, 11 архиепископов и 5 епископов. Как сообщалось в «Журнале Московской Патриархии», перед началом Собора был пропет тропарь Божией Матери «Днесь светло красуется славнейший град Москва». После этого митрополит Московский Сергий выступил с докладом «О деятельности православной Церкви за два года Отечественной войны». Как поясняют историки церкви, поскольку говорить открыто о жизни Церкви в годы, прошедшие после Поместного Собора 1917-1918 годов, не было возможности, в докладе речь шла исключительно о патриотическом служении Церкви во время войны. Затем последовал доклад митрополита Ленинградского Алексия (Симанского) «Долг христианина перед Церковью и Родиной в переживаемую эпоху Отечественной войны». После чего он же поставил вопрос об избрании патриарха и предложил кандидатуру митрополита Сергия.
«Митрополит Сергий обратился к Собору с вопросом: «Может быть, есть какое другое мнение?». На это последовали возгласы: «Полное единодушие всего епископата». Все встают и поют трижды «Аксиос» (С.И. – греч. «Достоин»)», – так описывается избрание патриарха в «Материалах Собора», опубликованных 12 сентября 1943 года в первом номере «Журнала Московской Патриархии», который начал издаваться после этого Собора.
На этом же Соборе был избран Священный Синод при патриархе из трёх постоянных и трёх временных членов. Для постоянной рабочей связи Патриархии с руководством СССР был создан правительственный орган – Совет по делам Русской православной церкви при СНК СССР, который с 1943-го до февраля 1960-го г. возглавлял полковник НКВД Георгий Карпов.
Сергей ИШКОВ
На снимке: Дом № 5 в Чистом переулке