ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА ПОСТРАДАЛА ОТ ПАНДЕМИИ, НО ЕЕ СМИ РАБОТАЮТ
Ведущее информационное агентство страны «Россия сегодня» организовало и провело онлайн-конференцию на тему: «Будущее медиаиндустрии Латинской Америки после пандемии».
По информации агентства, регион Латинской Америки и Карибского бассейна стал новым эпицентром распространения COVID-19. Ухудшение эпидемиологической обстановки и массовые случаи заражения населения разворачиваются на фоне глубокого экономического кризиса, который обостряет и без того бедственное положение государств региона. Целый ряд отраслей, обеспечивающих функционирование стран, оказался на грани коллапса.
Медиаиндустрия не стала исключением – разрушительное влияние пандемии отразилось также и на развитии СМИ. Они стали единственным источником оповещения о происходящем не только в латиноамериканском регионе, но и во всем мире, однако перспективы их функционирования в условиях пандемии пессимистичны.
Я привел текст МИА «Россия сегодня» без изменений, хотя разделить отраженную в нем официальную позицию в полной мере не могу.
Участие в онлайн-конференции приняли руководитель сайта и радио Sputnik Илона Овакимян (Россия), генеральный директор Televisión Cubana (Куба) Валдо Рамирез де ла Ривера, директор Департамента институциональных отношений Télam Даниэла Бассо (Аргентина), директор Ecuador TV Бирон Галарза (Эквадор), журналист Segundo a Segundo Калеб Ордоньез Талавера (Мексика), директор информационного агентства IP Paraguay Хосе Кардозо (Парагвай).
В качестве модератора выступил глава представительства МИА «Россия сегодня» в Уругвае Олег Вязьмитинов. Вся беседа прошла на испанском с синхронным переводом на русский. Участников не ограничивали, чего нельзя сказать о вопросах журналистов. Тем не менее, я не заметил такого, что бы за более чем два часа прозвучало какой-то абсолютно неожиданной новизной.
Могли конечно сказаться трудности перевода. Зато некоторые достаточно банальные утверждения звучали с множественной избыточностью вроде необходимости борьбы с фейками и проверки новостей в ущерб скорости. Также возврата к настоящей журналистике, научной и медицинской журналистике.
Тяготея к России, Латинская Америка лишена доступа к русскоязычному информационному потоку в том числе и через МИА «Россия сегодня». Именно тут силами Российской академии наук проведено несколько содержательных ученых советов по вирусологии и эпидемиологии COVID-19, также подходам в борьбе с ним и принципам разработки вакцин.
У журналистов осталось впечатление, что вирус новый и про него ничего не известно.
Что касается российской вакцины, ее критика была однозначно отнесена к конкуренции. Попутно выяснилось, что Куба обладает своей суверенного вакциной. Надо сказать, что задавленная санкциями США Куба выглядела несколько выигрышно на фоне других представителей латиноамериканской семьи. Некоторые крупные страны начиная с Бразилии выпали из информационной империи с центром на Зубовской вследствие успешной прививки североамериканских молекул свободы. Оставшиеся отлично понимают, что если последовать установке на уничтожение государственной медицины, превратишься в Бразилию.
Буквально все участники говорили об одних и тех же известных проблемах перехода на онлайн-режим. Они естественно есть и в России. У кого-то из журналистов проблема с личным ноутбуком, у других дома нет условий. В онлайн-режиме вынуждена работать супруга и так же учится дочь. Все понимают актуальность сохранения государственного вещания. Некоторые сознательно перешли на бесплатный режим распространения своих новостей.
Штаты государственных СМИ приходится сокращать и при этом они вынуждены переходить в формат мультимедиа за счет оставшихся ресурсов. В российской журналистике это называется конвергенцией.
Фейки в Латинской Америке распространяются даже более развесистые, чем в России. Например, бесконтактный термометр – это пистолет, которым убивают нейроны и вживляют чип 5G. Ну и святое дело, новость из надежных источников о трупах на улицах, которые никто не убирает.
Проблемы в реальности другие: рост государственного долга и бедность, оставляющая населению выбор, от чего умереть – заразы или голода. Эти люди просто не могут не ходить на работу.
Вынесенный в название мероприятия вопрос ответа не получил, никто не знает, когда это кончится. Но практически все уверены, что кончится обязательно и опыт онлайн-работы останется.
Никто не сказал о деструктивной роли ВОЗ и ее причинах. Никто не отметил недопустимость любой профессиональной работы, включая журналистскую, на бытовых ноутбуках с ПО США и по конференц-связи на платформах типа Zoom от компаний США.
Я не уверен, что в странах Латинской Америки при всем их стремлении к суверенности может быть своя компьютерная база. Во всяком случае, об этом ничего не было сказано.
К теме пандемии латиноамериканские журналисты относятся почти так же безвольно, как и российские. Вопреки цифрам, факт пандемии никто не оспаривал. Антиправительственные попытки борьбы с карантином не в счет.
В России именно СМИ запугали людей до иммунодефицита у особо тревожных, доля которых в человеческих популяциях к концу прошлого года резко возросла. Надо думать, в Латинской Америке с высоким уровнем межрасовой гибридизации уровень базовой тревожности может быть выше и отсюда чувствительность к фейкам. Хотя с другой стороны тот же фактор определяет и активность населения в преодолении сублетальных факторов, повышая жизнестойкость.
Для России о росте жизнестойкости стало известно из изучения реакции на пандемию.
Что касается фейков, роль блогосферы не столь однозначна, как говорили участники мероприятия. В России блогосфера превращена в пятую власть как источник истины именно на исторический момент пандемии. Однако в России уже давно блогеров уравняли в правах со СМИ и похожий процесс идет в США. Как обстоит с этим делом в Латинской Америке, осталось неизвестно.
Для чистоты картины: ответ на заявленный вопрос известен, пандемия закончится, когда ее заменят на какой-то другой депрессивный проект глобального применения. Пока же ВОЗ испускает фейки о второй волне вопреки истине об отсутствии первой. После вспышки легочной чумы десять лет назад остается фон, мало зависимый от времени года ил географии. Стимулирует заболеваемость миграция, но она практически остановлена кроме части населения США и Китая, откуда по-черному лезут во все суверенные дырки других стран ради спасения собственных несуразных режимов. На мой взгляд, они же совместными усилиями и запустили акцию пандемии.
Лев МОСКОВКИН.