Виталий Аксенов: Спою вам про Бульварное кольцо
Виталий Аксенов подарил жителям Центрального округа свою песню «Бульварное кольцо». Его называют исполнителем городских романсов, шансонье и даже вторым Высоцким. Сам музыкант сравнивает себя с шахтером. Шахтером человеческих душ. У Виталия Аксенова много песен о российских городах. Душевных, лиричных. Иные пробирают до самого сердца. Едва ли не каждая точка на карте нашей большой страны, где ему Читать дальше......
Виталий Аксенов подарил жителям Центрального округа свою песню «Бульварное кольцо». Его называют исполнителем городских романсов, шансонье и даже вторым Высоцким. Сам музыкант сравнивает себя с шахтером. Шахтером человеческих душ.
У Виталия Аксенова много песен о российских городах. Душевных, лиричных. Иные пробирают до самого сердца. Едва ли не каждая точка на карте нашей большой страны, где ему приходилось бывать, попала в стихотворение, переложенное на музыку.
Виталий, география ваших песен широка, а темы глубоки. Моря, а не песни. В них, похоже, много личного.
— Я действительно много бываю в разных городах. Потому что я человек Советского Союза, как в песне «Мой адрес не дом и не улица». Очень люблю красавицу-Москву. У меня здесь очень много друзей, людей, у которых я учусь. Своим опытом, полученным в поездках, в общении, я делюсь в песнях со слушателями. Я считаю, что обязан это делать. Мне интересны и места на карте, и судьбы людей, и их характеры, и поступки.
Расскажите поподробнее про песню «Бульварное кольцо».
— Она про жизнь. Про центр города, с которым у меня многое связано. «Бульварное кольцо» — душевная легкая песня с нотками ностальгии. Когда мне хочется вдохнуть полной грудью столицу, пропитаться ею, я прогуливаюсь по центральным бульварам и площадям.
А почему — шахтер? Слышала, что вы так себя называете.
— Потому что пытаюсь докопаться до недр человеческой души, совести. До всего того, что в последнее время утрачено. Я воспитывался на других устоях, песнях, фильмах и книгах. Я общаюсь с людьми разных профессий: водителями, спортсменами, бизнесменами, военными. Не один раз бывал в Сирии, в горячих точках. И я понимаю, какие песни нужны людям.
А вот вас Высоцким называют. Лестно, наверное?
— Лестно, но я никогда не занимался подражанием. Темы, которые я поднимаю, да, взял от своего учителя. Ничего страшного не вижу в том, чтобы назвать Высоцкого так. А то, что Господь дал мне такой голос, характер и стержень, за это я, наверное, несу жизненные испытания.
Вы сказали, что «должны» делиться опытом. Взяли на себя миссию?
— Я не совсем, может быть, полноценный композитор и не до конца поэт. Да, я пишу музыку и стихи, но не считаю себя талантливым. Господь дал мне возможность писать для публики, и я обязан этой возможностью воспользоваться.
Помогаете людям стать лучше?
— Мне бы хотелось, чтобы человек задумался и захотел себя поменять. Я лишь передаточное звено. Иногда даже сам не понимаю, как пишу некоторые вещи. Как они получаются. Не хочу себя возносить и не верю, когда говорят: «я сделал сам себя». Мы не можем себя сделать без людей, которые встречаются нам в жизни, без друзей... Я не собираюсь копать, ковырять других, но начинаю с себя. Во мне плохого больше, чем в ком бы то ни было. Но пусть люди задумаются, слушая мои песни. Время сейчас сложное. Вседозволенность, хамство, тщеславие. Я хочу об этом писать и пишу.
Читала, что ваши лучшие черты характера передались от мамы. Какие?
— Твердость, целеустремленность. Моя мама воспитывалась в детдоме. Ее не стало, когда мне было 14 лет. Ей было тяжело. Но то, что дает улица, детский дом, где надо показать характер, зубы — потом в жизни пригождается. У меня так и получилось. Я рос без отца и, когда мать ушла, понял, что улица, двор и мои друзья — это моя семья, мои институты. Я получал образование — школа, техникум, институт, но моему становлению как мужчины больше способствовало то, что происходило вне учебных заведений. К счастью или нет, не знаю. Мама карабкалась по жизни, цепляясь зубами. У меня примерно то же самое. Но вряд ли я достиг чего-то без этого опыта.
После смерти мамы вы воспитывались в приемной семье. Сложно было?
— Ничего сложного. Эта семья не взялась со стороны. Учительница по аккордеону, сын которой учился со мной в одном классе, пришла в то тяжелое время и сказала: «Виталий, ну давай к нам». Я согласился, тем более что я часто у них дома бывал.
Знаю, что вы бросили институт. Не жалеете?
— Я вообще не привык жалеть о чем-то. Не бросил бы, сейчас меня бы такого не было. Я получаю много писем с благодарностью от людей, которые нашли в моих песнях спасение, силы двигаться дальше. А если бы я остался в строительном институте? Не знаю. До института я вообще хотел стать военным, но пошел почему-то в строительный. Не понимал зачем. Параллельно занимался музыкой, играл на свадьбах. Тогда и бросил институт. Но, возможно, если бы я знал, что мой путь как музыканта будет таким тяжелым, наверное, не пошел бы по нему.
Вы часто говорите про трудности, с которыми вам пришлось сталкиваться на пути к популярности. Вам не хотелось все бросить?
— Тяжело тем, кто самостоятельно пробивается, как я. Был период, когда хотелось бросить музыку. Это было тяжелое время, когда у меня рушилась семья (сейчас у меня вторая семья, и я очень счастлив), не было денег. Возьмите мое фото 2006–2007 годов, и вы меня не узнаете. Я сбросил 15 килограммов, занялся спортом и уже 12 лет не употребляю спиртного. Сказал себе: «Ты мужчина или кто? Ты не пьешь, а занимаешься работой! Ты нужен людям».
А что было сложнее, добиться признания как музыканта или работать в других сферах, быть разнорабочим?
— Столяром, шофером, продавцом, крановщиком, каменщиком на стройке — кем я только не работал в разные периоды моей жизни. Самое сложное, как бы банально это ни звучало, было остаться собой. Я сотрудничал поначалу с продюсерами и чувствовал, как они меня ломают. Но не пошел на их поводу. За это, может быть, меня и любят, а кто-то, наоборот, ненавидит.
Вашего последнего альбома, в который, кстати, вошла песня «Бульварное кольцо» поклонники ждали пять лет. Почему так долго?
— У меня произведения не самые легкие. Некоторые песни пишутся по 9–10 месяцев. А на одно «Волчье солнце» пришлось потратить год.
СПРАВКА
Виталий Аксеновродился в 1971 году в Бресте. Окончил школу с музыкально-хоровым уклоном. Получил начальное музыкальное образование по классу баяна. Танцевал в детском ансамбле «Прибужье». К 50-летию родного ансамбля, в 2004 году, посвятил ему песню, которую назвал «Роща прибужская».
Лауреат Национальной премии «Шансон Года в Кремле», автор более 150 песен. В следующем году свой 50-летний юбилей и 25 лет творческой деятельности артист отметит концертом в Государственном Кремлевском дворце.