Вопреки законам физики огонь шел вниз
Спустя 20 лет появились новые подробности катастрофы на Останкинской башне
20 лет назад во время пожара на Останкинской башне огонь и дым погубили трёх человек. Вещание большинства телеканалов на Москву и Подмосковье было при остановлено. О трагических событиях двадцатилетней давности вспоминает Денис Арсюков, сын Владимира Арсюкова, заместителя начальника Управления противопожарной службы СВАО, погибшего при тушении.
Лифт упал ещё вчера…
27 августа, в воскресенье, у Владимира Арсюкова был выходной. Но сослуживец попросил подменить. В понедельник, 28 августа, утром сын Владимира Денис поехал на службу в то самое управление, где служил его отец. Вскоре выяснилось, что отец на связь не выходит и где он, никто не знает.
— Башня ещё дымила. Я обратил внимание, что мне в глаза никто не смотрит, все как-то отводят взгляд. Спросил, где отец. «В лифте». — «Сколько их?» — «Трое». — «Дым в шахте?» — «Да». Тут всё в принципе стало понятно: в изолирующем противогазе, который есть у пожарного, запас воздуха максимально на четыре часа. Хотя надежда ещё теплилась: может, они дверь сумели открыть. На тот момент никто не знал, что лифт упал ещё вчера вечером. Думали, что где-то завис. Начались по иски: пожарные поднимались по шахте на максимально возможный уровень, но кабины не было видно, — рассказывает Денис Арсюков.
Отец и сын проработали в одном управлении всего три дня.
Остановить огонь как можно быстрее
Телебашня загорелась из-за короткого замыкания в одном из фидеров — силовых кабелей в антенной части — на высоте 460 метров.
Основная сложность была в том, как тушить на такой высоте и как остановить распространение пожара: огонь быстро двигался вниз.
К 16 часам эвакуировали людей из ресторана «Седьмое небо», со смотровой площадки, из других помещений. За 20 минут вывели более 300 человек. Спускались на лифтах, они ещё работали.
Два часа огонь сдерживали на отметке 400 метров, но он, вопреки законам физики, распространялся вниз. Чтобы остановить этот огнепад, нужно было перекрыть шахту, перегородить её по вертикали. Обычно для этого используют асбестовые листы и полотно. Их подтащили на лифтовую площадку. Владимир Арсюков и оказавшийся рядом слесарь-ремонтник Александр Шипилин загрузили всё это в кабину. Лифтёр Светлана Лосева начала поднимать лифт.
— На высоте 305 метров отец передал, что в кабине сильное задымление, но они плавно поднимаются вверх. Через несколько минут сработала автоматика — лифт отключился. Тросы, повреждённые огнём, оборвались, ловители не помогли — и кабина рухнула с высоты 300 метров. Сверху её накрыл противовес. Искорёженную кабину доставали с отметки минус 7 метров, — продолжает Денис.
Полковнику Арсюкову, пожарному с 30-летним опытом, было известно лучше, чем кому бы то ни было, что во время пожара пользоваться лифтом нельзя. Почему же он решил ехать на лифте?
— Тащить асбестовое полотно по узкой железной лестнице — это бы заняло несколько часов, да и много ли один человек поднимет, — говорит Денис Арсюков. — Отец хотел остановить огонь как можно скорее. Я горжусь им.
Полковник внутренней службы Владимир Арсюков посмертно был награждён орденом Мужества.
Улица Владимира Арсюкова
Башню тушили почти сутки. Огонь остановили на высоте 67 метров. За четыре метра до уровня, на котором находились аппаратные и основное оборудование.
Сегодня в нашем округе три мемориальные доски в память о Владимире Арсюкове. В телецентре, где его портрет выбит рядом с портретами Светланы Лосевой и Александра Шипилина. В 73-й пожарной части на Сельскохозяйственной улице. И на здании школы №709 в районе Северный, где он учился. Эту же школу оканчивал Денис Арсюков, сейчас в 7-й класс перешла его дочь Ира.
Владимир Арсюков родился и вырос на 9-й Северной линии в посёлке Северный. Сегодня улице, где полковник Арсюков начинал службу в должности начальника караула, присвоено его имя.