Главный судебный пристав Подмосковья: «У судебных приставов и коллекторов разные цели»
Интервью руководителя Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Московской области — главного судебного пристава Московской области Николая Коновалова
Не все граждане понимают разницу между судебными приставами и коллекторами? Объясните, пожалуйста, чем отличаются полномочия судебных приставов?
Н.В. Коновалов: В полномочия ФССП России входит принудительное исполнение судебных и иных актов, в том числе по взысканию просроченной задолженности. Приставы являются официальным представителем государства.
Правовое регулирование деятельности ФССП осуществляется Федеральным законом № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», а приступить к работе приставы могут только после возбуждения исполнительного производства. Сотрудники ФССП России не могут выступать представителем кредитора, обязаны соблюдать не только права взыскателя, но и должника.
Тогда как субъекты или организации, оказывающие услуги по возврату просроченной задолженности, не обладают полномочиями по ведению исполнительных производств, а перечень мер воздействия на должников строго ограничен Федеральным законом № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности».
Основаниями для работы коллекторов могут являться:
- договор с кредитором на оказание услуг по взысканию задолженности
- договор уступки прав требования, по которому коллектор выкупил просроченный долг и сам стал кредитором.
Коллекторы могут выступать как представителем кредитора (банка, МФО, организаций), так и самостоятельно выкупать просроченную задолженность у банков или иных лиц, после чего могут предъявлять требования, как кредиторы.
Поэтому граждане должны знать, что у судебных приставов и коллекторов совершенно разные цели, методы и правовые основания работы.
Николай Викторович, расскажите, пожалуйста, подробнее о Федеральном законе №230. Какие способы взаимодействия между должниками и коллекторами он устанавливает? Какие требования предъявляет закон коллекторам?
Н.В. Коновалов: При совершении действий, направленных на возврат просроченной задолженности, коллекторы вправе использовать личные встречи, телефонные переговоры, текстовые, голосовые, телеграфные сообщения, почтовые отправления.
Однако, Федеральный закон №230 устанавливает для данных юридических лиц определенные требования при осуществлении взаимодействия с гражданами-физическими лицами, имеющими просроченную задолженность.
Так, не допускается взаимодействие с должником в рабочие дни с 22.00 до 08.00, в выходные и праздничные дни с 20.00 до 09.00, проведение личных встреч более одного раза в неделю, проведение телефонных переговоров более одного раза в сутки, двух раз в неделю и восьми раз в месяц, отправка сообщений более двух раз в сутки, четырех раз в неделю и шестнадцать раз в месяц.
Вести телефонные переговоры с должником, записывать ему голосовые сообщения могут только юридические лица с определенным статусом. Как проверить, имеют они такие полномочия или нет?
Н.В. Коновалов: В соответствии с Федеральным законом №230 осуществлять взаимодействие с гражданами-юридическими лицами, имеющими просроченную задолженность, имеют право только кредитор или лицо, действующее от его имени и/или в его интересах. Это юридические лица, включенные в государственный реестр ФССП России. Для того, чтобы проверить наличие юридического лица в данном реестре, необходимо зайти на официальный интернет-сайт ФССП России (fssp.gov.ru) во вкладку «Сведения, содержащиеся в государственном реестре юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности».
Куда могут обратиться жители Подмосковья, если им досаждают коллекторы?
Н.В. Коновалов: В случае неправомерных действий со стороны юридических лиц, осуществляющих функции во возврату просроченной задолженности, и их представителей необходимо обращаться в ГУФССП России по Московской области посредством письменного обращения или в ходе личного приема. Записаться на личный прием к работникам Главного управления можно различными способами, например, посредством электронных сервисов - «Интернет-приемная», «Личный кабинет стороны исполнительного производств», расположенных на официальном интернет-сайте Главного управления (r50.fssp.gov.ru), также при помощи телефонной связи, в том числе «горячей линии» (8-495-580-59-50), специальных ящиков для приема корреспонденции или при обращении к дежурному сотруднику Главного управления.
Не боятся ли граждане обращаться к вам с просьбой защитить их от коллекторов?
Н.В. Коновалов: Нет, не боятся. Так, с момента принятия данного Закона в Главное управление в 2017 году поступило 185 обращений, в 2018 — 564 обращения, в 2019 году — уже 1659.
За 7 месяцев 2020 года в Главное управление поступило 715 обращений граждан, указывающих на нарушение Федерального закона № 230 со стороны коллекторов. По результатам рассмотрения обращений составлено 32 протокола об административном правонарушении и направлено для рассмотрения в суд.
Так, в 2020 году из-за нарушения законодательства Российской Федерации о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности нескольким микрофинансовым организациям пришлось заплатить административные штрафы в размере от 20 000 до 100 000 рублей.
Например, жительница Подмосковья заключила с микрофинансовой организацией договор потребительского займа, но вовремя не смогла вернуть денежные средства. Представители организации-кредитора начали осуществлять действия, направленные на возврат просроченной задолженности, но нарушили Федеральный закон и звонили гражданке более двух раз в неделю и более одного раза в сутки.
Изучив предоставленные доводы, работники Управления составили протокол об административном правонарушении и направили материалы в суд, который постановил признать организацию виновной в совершении административного правонарушения и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Какая ответственность предусмотрена за нарушение Федерального закона № 230?
Н.В. Коновалов: Статья 14.57 КоАП РФ «Нарушение требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности» предусматривает для юридических лиц, включенных в государственный реестр наказание в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до двухсот тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года. Для юридических лиц — административный штраф от пятидесяти до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.