БЫЛ ДОМ ДА СПЛЫЛ…
В России количество зарегистрированных случаев мошенничества с недвижимостью каждый год увеличивается примерно на 8%, при этом лишь в одном случае из пяти дело удается довести до судебного приговора.
Судя по всему, не станет исключением в этом отношении и год 2020-й: так, только за первые шесть месяцев этого года было зарегистрировано 4 тыс. 129 дел по случаям мошенничества (для сравнения: за весь 2019 год их было 7 тыс. 340).
Такие данные привела директор Центра исследований и экспертиз Финансового университета при Правительстве РФ Венера Шайдуллина, выступая на «круглом столе» в Общественной палате РФ, посвященном обсуждению актуальных вопросов защиты прав и законных интересов россиян в сфере оборота недвижимости.
Как я уже писал выше, соотношение количества вынесенных приговоров по доказанным в суде случаям мошенничества к общему количеству зарегистрированных случаев составляет приблизительно один к пяти, и это, по мнению Венеры Шайдуллиной, объясняется тем, что мошеннические схемы постоянно совершенствуются, поэтому выявить их и доказать преступный умысел в суде становится всё сложнее. Как показало комплексное исследование, проведенное Центром исследований и экспертиз Финансового университета при Правительстве РФ, раскрываемость мошеннических преступлений в сфере оборота недвижимости в последние годы падает: так, если в 2018 году был вынесен 991 приговор, то за весь 2019 и первую половину 2020 — всего 981. Если умысел на мошенничество доказать не представляется возможным, то такие дела рассматриваются судами как гражданско-правовые споры. Об их количестве и масштабах этого явления наглядно свидетельствует статистика: нагрузка на суды в части гражданско-правовых споров в сфере недвижимости выросла за последние 5 лет на 173%.
При этом самыми «рискованными» в последние годы стали сделки с недвижимостью на «вторичном рынке». По данным исследования, «в настоящее время совершенствование законодательства, связанного с привлечением средств граждан на различных этапах строительства, не позволяет или значительно ограничивает возможности мошенникам включаться в преступные схемы», то есть все указанное количество мошеннических схем перетекает на вторичный рынок, и эта проблема вызвана, по мнению экспертов, отсутствием должного контроля за законностью самих сделок. Простая письменная форма сделки, где никто не отвечает за ее правовую чистоту, позволяет вводить граждан в заблуждение, нарушать права собственников, пользоваться их непониманием правовых последствий подписываемых ими документов.
По словам Венеры Шайдуллиной, в подавляющем большинстве случаев жертвами мошенников становятся граждане, подписавшие договор купли-продажи недвижимости в простой письменной форме. Ведь при такой форме сделки никто не имеет полномочий и компетенций проверить, соответствует ли зафиксированная «на бумаге» воля сторон реальному волеизъявлению, не разъясняет продавцу и покупателю все правовые последствия, которые возникнут после подписания договора. Никто, включая регистраторов, не обязан удостоверяться, не заключена ли сделка по принуждению, не введена ли одна их сторон в заблуждение.
Венера Шайдуллина озвучила возможные меры по решению данной проблемы, среди которых государственная регистрация прав на объекты недвижимого имущества, нотариальное удостоверение сделок, титульное страхование, повышение эффективности регулирования риелторской деятельности.
Принявшие участие в обсуждении представители общественных организаций привели многочисленные примеры случаев нарушения прав граждан, которые подтверждают недостаточность системы МФЦ для гарантий соблюдения прав граждан и даже недостаточность банковских проверок при ипотечных сделках.
Как отметила первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО Наталья Кирюхина, в последние годы в эту статистику стали попадать семьи, которые берут ипотеку, и если в результате судебного решения право собственности на жилье возвращается предыдущему владельцу, ущерб добросовестному покупателю возместить некому. В качестве наглядного примера такого беспредела она привела недавний случай с сочинской семьей, которая выплатила ипотеку за дом, но осталась без жилья, так как первоначальную сделку, а значит, и все последующие, признали незаконной.
Как отметил председатель Комиссии ОП РФ по экспертизе общественно важных законопроектов и иных правовых инициатив Константин Корсик, мер, которые принимают законодательные органы, зачастую оказывается недостаточно, и в этой связи требуется принятие более радикальных и эффективных решений.
Секретарь ОП РФ Лидия Михеева напомнила участникам мероприятия, что именно благодаря инициативе ОП РФ перед главой государства в своё время был поставлен вопрос о защите добросовестных приобретателей недвижимого имущества, а потом был принят соответствующий федеральный закон и в
Гражданский кодекс были внесены изменения.
«Для прочности прав граждан необходимо безупречное основание возникновения этих прав, которое не позволит никому сомневаться и опровергать зарегистрированное право. Мы с вами вместе должны искать подходящие для решения этой проблемы пути, чтобы предложить их законодателю», — заключила Лидия Михеева.
Сергей ИШКОВ.
Фото автора.