Как не нервничать, когда жизнь достаёт
В последнее время от самых разных людей слышишь сетования на то, как давят на психику всевозможные внешние обстоятельства. Слишком уж много тревожного в этом году происходит — от эпидемий до геополитических споров, от громких судебных процессов до партийных скандалов, от природных катаклизмов до социальных обострений. Далеко не всё касается напрямую каждого из нас. Однако даже слышать такие новости и наблюдать за происходящим на экране — занятие не для слабонервных. А уж если какие-то из этих неприятностей задевают тебя лично, то сохранить душевное равновесие и вовсе не просто.
Ну а возможно ли вообще отгородиться от окружающего мира, который обрушивает на нас потоки всевозможного негатива? И можно ли жить при этом какой-то своей жизнью, которая уж никак не менее важна, чем всё происходящее вокруг?
Так получилось, что как раз в эти дни читаю дневники замечательного мыслителя, философа и богослова Сергия Булгакова. И они именно об этом. Свои записи отец Сергий делал почти век тому назад. Это была тяжелейшая пора его жизни. Из преуспевающего профессора, популярного священника-проповедника, обеспеченного человека он разом превратился в бездомного скитальца без надёжного места работы, средств к существованию, ясных перспектив. Его выслали из страны. И ему приходилось переезжать с места на место в поисках житейской опоры, переносить всевозможные лишения и болезни, утраты близких, предательства, нападки.
Однако в дневниках нет ни сетований, ни жалоб, ни обид и вообще почти ничего о происходящем вокруг. В основном же речь идёт о том, что происходит в душе. Именно там главная жизнь. Она тоже полна драматизма, неожиданных поворотов, преодолений. Булгаков размышляет о молитве и любви, о прощении и благодарности. И вот эта вторая его жизнь необычайно радостна и бесконечна в отличие от той, мимолётной, что на виду.
«Разрываются облака, тают тучи, и то, что вчера ещё казалось мрачным и безотрадным, ныне горит радостью небесной, — пишет он. — Ничто не изменилось, только Господь коснулся сердца, и оно возрадовалось». Подобные озарения случались с ним едва ли не ежедневно. И такая жизнь доступна любому человеку в любое время при любых обстоятельствах.