О ПОЛЬЗЕ ПАНДЕМИИ И ВРЕДЕ КОМФОРТА
Будущего не существует, мы его пишем сами и наши планы становятся национальной идеей.
На площадках ТАСС, Агентства стратегических инициатив (АСИ) и Фонда Росконгресс в онлайн-формате состоялась презентация «Карты будущего: основные угрозы, вызовы и тренды до 2035 года» прогноза политического, технологического и социокультурного развития стран мира до 2035 года, подготовленного группой российских экспертов.
О будущем эры «нефтяных экономик» и следующей системообразующей для страны отрасли, перспективах европейской интеграции и вызовах постковидного мира рассказали спецпредставитель президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков, доцент кафедры прикладного анализа международных проблем МГИМО Андрей Безруков, профессор практики Московской школы управления «Сколково» Павел Лукша.
Ведущий Андрей Журанков послушал экспертов и отметил коктейль «страх, мечта и комфорт». Недавно ушедший пушкинист Валентин Непомнящий говорил, что комфорт человечество хуже мировой войны. Сейчас человечество подсажено на комфорт. Он утащит от решения проблем. Будущее не существует, будущее пишем мы сами.
В процессе обсуждения отмечена политизация экологии. У нас будут покупать энергию и брать штрафы за то, что она недостаточно зеленая. Декарбонизация производства среди потребителей волнует немногих, но производители вынуждены считаться с требованиями полит-экологии. Это огромные затраты.
Многие считают, пандемия позволила нам избежать аналога первой мировой войны. В любом случае пандемия сбила с нас спесь иллюзий, что мы знаем будущее. Тем элитам, которые не смогут справиться в новых условиях, придется расстаться с властью по-плохому. Сметут.
Участники дискуссии стоят на позициях прогрессивности нашей страны. В Советском Союзе была шутка: то, что они еще не придумали, мы уже забыли. Компания Геоскан победила Intel, подняв в воздух 2200 дронов. В комментарих писали, что Intel или китайцы до нас добрались, не хотели верить, что Россия на такое способна.
Космос становится ближе, заменяя провода под землей. Каждое следующее поколение связи требует станции ближе и ближе. Космос использует другие технологии, не 5G. Российская лаборатория совершила прорыв 6G.
Всех волнует вопрос, как будет выглядеть работа в XXI веке. В США рекордная безработица 30% больше времен Великой депрессии. Половина постоянная и после пандемии не уйдет. Чем более безлюдно производство, тем надежней для бизнеса. Много людей оказались в подвешенном состоянии. Брать ипотеку проблема. Образование тоже. Пять лет учиться, чтобы потом специальность оказалась не нужна. Переехать в другое место бесполезно, специалиста нанять можно удаленно.
Из городов разбегаются, они непригодны для пандемии. Недвижимость в Нью-Йорке падает в цене.
Возникает сюжет образца 1968 года. Массовые восстания против цифровизации, угрозы потери будущего и тотальной слежки. Поджоги офисов происходят даже в богатых странах.
Ситуация все же отличается от 1968 или 1917 года. Есть большой шлейф дискуссии через Интернет. «Диванные войска», их энергия туда уходит. Если им отключить Интернет, выйдут на улицы.
Возникает запрос и возможность нового будущего. Предположительно возникнет новый общественный образ. Новые элиты способные соскакивать с игл Интернета и относиться к работе осознанно.
Сошлись на том, что короткие прогнозы самое сложное. Это не ишак и падишах, отвечать придется быстро.
Лев МОСКОВКИН.