ТЕМНЫЙ ЛЕС В ГОЛОВЕ ПРО ЛЕС
Изменения климата привели к тому, что в этом году пожары рекордно добрались на север
Изменения климата привели к тому что в этом году пожары рекордно добрались на север. Надо добиться отмены приказа 2915 года о зонах контроля, считает председатель комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев.
Об этом он сказал в пресс-центр «Парламентской газеты» на пресс-конференции «Какие изменения будут внесены в Лесной кодекс РФ?»
В осеннюю сессию в Госдуме будут рассмотрены ряд законопроектов, которые вносят серьезные изменения в Лесной кодекс. В частности готовятся поправки ко второму чтению в правительственный законопроект 793310-7 о разрешении строительства в лесу. Документ направлен на урегулирование вопросов использования лесной зоны для отдыха и туризма. Другой законопроект, который также готовится к рассмотрению, внесен членами Совета Федерации под номером 974393-7. Он предполагает изменение границ национальных парков. Кроме этого продолжается работа над Концепцией нового Лесного кодекса, который будет содержать серьезные изменения в области заготовки древесины.
По словам Николаева, разговоры о Лесном кодексе в том числе на Лесном форуме, который собрал три тысячи человек, должны вылиться в реформу. Мы не понимаем, что происходит и кто виноват. Государство не знает, что происходит на местах.
Потери вообще колоссальные. Если сравнивать с нефтяной отраслью, нефтянка отдает государству за пользование недрами почти половину.
Пользование ресурсами леса всего восемь процентов, то есть даже не десятину. Совокупно Николаев предполагает поднять эффективность в разы больше. Для этого нам надо централизовать пользование лесным хозяйством.
Рослесхоз и Минпромторг не стыкуются, а есть еще охота, грибы и ягоды.
Пилораму можно поставить где угодно. Таким же Бермудским треугольником остается транспорт древесины. Можно нарубить где угодно, написать что угодно, откуда этот лес и он легализован.
Механизм транспортировки позволяет легализовать любую древесину. Готовится к внесению законопроект, который позволит прослеживать древесину.
Речь не о чипе в каждое бревно. Прежде всего контроль объема. Если в два раза больше отгружается с участка, значит какая-то нелегальщина идет.
Сопротивлении большое, потому что большие деньги. Не роо что кто-то бегает с бревном за рубеж. Например, нарушения при санитарных рубках.
Законопроект определяет регистрацию от земли всех пунктов отгрузки древесины через Лес-ЕГАИС. До конца сессии надо принять.
Два законопроекта внесены в связи с национальными парками.
Если дом расположен на территории нацпарка, продать и передать по наследству нельзя. Это нарушение прав граждан, каковых порядка двух миллионов. Не значит застраивать национальный парк, но дать право собственности надо. С коллегой Сергеем Крючеком Николаев подготовил законопроект. СФ подготовил законопроект о том же, но там есть еще право правительства менять границы национальных парков. Вызвало шквал критики. Политические экологи раскручивают тему сокращения нацпарков и недоверия правительству. Нужно ли две темы обсуждать вместе, Николаев не знат. Он предлагает сначала решить вопрос прав людей.
Собственность возникла до организации нацпарка. Есть примеры передачи в аренду земли под домом. В связи с ужесточением природоохранного законодательства аренду не продлевают. Что им делать, сворачивать дом в трубочку и уходить? Если решим, что на территории нацпарка нельзя жить, отлично, давайте честно скажем и дадим денег этим людям. Если живут, дать права.
На территории нацпарков есть капитальные строения, детские лагеря. Их нельзя не реконструировать, но к ним нельзя провести дорогу.
Правительственный законопроект привел к большому количеству вопросов в том числе со стороны религиозных организаций. Монастыри скиты часто находятся в лесу.
Николаев надеется ко второму чтению представить версию, очищенную от экологических рисков. Он считает, строить в лесу нельзя, другой территории достаточно. Если надо кровь из носу, есть механизм перевода земель. В любом случае можно и нужно ограничить фантазии застройщиков.
Новый Лесной кодекс сам по себе на взгляд главы профильного комитета пока абстракция. Что мы подразумеваем? Переработанный существующий текст или совсем новый? Лесной кодекс можно ругать или хвалить, правда Николаев такого не слышал, но он работает. От первоначального варианта там мало что осталось. Не было воспроизводства лесов, использования древесины для собственных нужд, использование дикоросов.
Допустим мы все это перечеркиваем и дружным коллективом или не очень дружным садимся писать новый текст. Не получится не потому, что мы плохие, жизнь такая сложная. Вроде все леса государственные. У нас оказывается есть леса на сельхозземлях. Они могут принадлежать человеку. Если этот лес частный, возникает вопрос об ответственности.
Будут у нас частные леса, это вопрос политический.
Пока нет ответа на вопрос о собственности, говорить о новом Лесном кодексе проблематично.
Николаев считает, у комитета есть должок по охотничьему хозяйству. Сам он не охотник. Отсутствие регулирования ведет к браконьерству.
Еще один должок, который мешает главе комитета спокойно спать, Дума три года не может принять во втором чтении законопроект о дикоросах. Надо дать возможность людям зарабатывать без налогов. Ситуация такова, что либо ты сам съел гриб, либо арендуй участок и становись предпринимателем.
Тем, кто занимается выращиванием грибов, не нужен конкурент в лице всего населения России.
Николаев сообщил, что ситуация с лесными пожарами в этом году улучшилась. Кто-то говорит, люди меньше ходят по лесам, потому что боятся коронавируса. Другие говорят, что дождей больше. В рамках нацпроекта в регионы поступает техника. Во время коронавируса есть о чем поговорить кроме лесных пожаров.
Но принципиальных изменений ситуации Николаев не видит. Остается жуткое недофинансирование лесных полномочий. До сих пор не изменили методику расчета субвенций. Деньги получают и те регионы, где лесов практически нет.
Николаев считает необходимым отменить решение о зонах контроля 2015 года, где можно не тушить лесные пожары. Есть деревни в зонах контроля, где люди дышат дымом.
Изменения климата привели к тому что в этом году пожары рекордно добрались на север.
Глава профильного комитета Николаев человек разумный, в этом можно было убедиться во время дискуссии по самым запутанным темам. Сейчас он настроен оптимистично, как и положено депутату, наценному на решением проблем страны и населения.
Из того, что известно мне в том числе и благодаря информации Николаева, на уровне комитета или даже всей Думы лесные вопросы не решаются. Мы даже не можем установить истинную причину лесных пожаров. Одни говорят, что так китайцы скрывают незаконные порубки. Другие – что новые русские богатенькие буратины арендуют вертолеты и в малодоступной глубинке оставляют костры после пикника. Информацию о профессионально подготовленных диверсантах-поджигателях столь упорно опровергают, что возникает уверенность в данной версии.
Лесных пожаров в мире настолько много, что борьба полит-экологов с промышленными выбросами выглядит глупым по сути межгосударственным вредительством.
Есть и такая информация, что рубят российский лес не сами китайцы, а обнищавшее местное население для них это делает, поскольку другой работы нет. чем заменить незаконную деятельность, никто не думает.
Есть еще проблема иностранной системы сертификации.
Пока законодатели спорят о Лесном кодексе и решают проблемы заплатками, лесное хозяйство все больше запутывается. Леса превращаются в мусорку не только из-за мусора. Происходит неестественная смена сообществ. Там, где еще лет десять назад собирали грибы и ягоды, теперь невозможно пройти из гниющего бурелома. Идет обратный процесс, не лес наступает на луга, а трава с заброшенных полей наступает и губит лес.
Миколог с образованием по лесоустройству Максим Дьяков сообщил о плачевном состоянии лесов. Лес надо правильно рубить и содержать. Проблему он видит в совмещении защиты природы с природопользованием. Для защиты и воспроизводства лесов можно было бы ничего не изобретать, есть советские нормативные документы. В истории Российской империи есть многовековой орпыт системного решения вопроса. Лесной департамент был создан указом Павла Первого. Академик Петр Симон Паллас, немец на русской службе, по заданию Екатерины Второй разработал Лесной устав, то есть фактически первый лесной кодекс.
У нынешней российской власти цели другие, видимо в этом и причина разорения лесов.
Привычный нам лес в калужской области изменился настолько, что вызывает уныние и чувство бессилия перед переменами.
Лев МОСКОВКИН.