ВЛАСТЬ КЛЕВЕТЫ – КЛЕВЕТА НА ВЕКА
Король Ричард III и драматург Шекспир как жертвы государственной пропаганды XV века. Клевета живет долго. Клевета, ставшая художественным произведением гениального творца, живет столетия. Увы…
Вот уже почти 400 лет по всему миру ставят спектакли по пьесе Шекспира «Ричард III», где главный герой – король Англии – вурдалак, упырь, детоубийца. Последняя по времени постановка в России – недавняя премьера на сцене Театра имени Моссовета.
В одной из рецензий театральных критиков отмечалось:
«Режиссер Нина Чусова задалась целью на историческом материале поговорить со зрителем на актуальную тему всевластия, насилия и безнаказанности… Шекспир безошибочно показал характер диктаторов всех времен и народов… Ричард уничтожает потенциальных претендентов на трон, и в финале оказывается одинок и ненавидим народом и лордами… Жалок и страшен… Власть отравляет, в ней спрятан персональный яд и ад. Единственный вопрос, который тревожит участников этой кровавой гонки по вертикали: кто следующий окажется внизу, в саркофаге королевского склепа».
Все очень точно и актуально, злободневно.С естественной и закономерной проекцией на современность. ХХ и ХХI века, в которых мы жили и живем, дали и дают не один пример «яда и ада всевластия, насилия и безнаказанности». Повторим: это –одна из рецензий, откликов на спектакль по пьесе Шекспира. Пьеса, спектакли живут сами по себе, они – неотъемлемая часть общечеловеческого культурного пространства. И в то же время – информационного пространства. Вполне понятно, что из них, из этих художественных произведений, и складывается у массового зрителя представление о времени, о событиях, о личности короля Ричарда III.
Только мы сегодня знаем, что Ричард Третий в пьесе и действительный король Ричард не имеют друг к другу никакого отношения. Остается удивляться и власти Шекспира, и власти клеветы, живучести лжи и мифов в людском сознании.
Герцог Ричард Глостер – потомок королевской династии Плантагенетов. Его и назвали в честь великого предка, короля Ричарда Первого Плантагенета. Того самого Ричарда Львиное Сердце, предводителя Крестовых походов, героя народных баллад и исторических романов.
Дику Глостеру было три года, когда началась война Алой и Белой роз. За власть в Англии сражались сторонники Ланкастеров (Алая роза) и Йорков (Белая роза), к коей и принадлежал герцогский дом Глостеров. (Йорки и Ланкастеры – боковые ветви Плантагенетов.)
Йорки победили. Ланкастеры бежали во Францию. Королем Англии стал старший брат Ричарда – Эдуард IV. А после смерти Эдуарда трон должен был занять (и занял!), по праву престолонаследия, его сын Эдуард, малолетний племянник Ричарда.
Но через три месяца правления Эдуарда V королем Англии стал Ричард.
Однако и он правил недолго. Всего два года. Изгнанные Ланкастеры объединились с Тюдорами и свергли Ричарда. Так возникла новая династия – Тюдоров.
Всего два года царствовал Ричард. Но в истории остался навечно. Как один из самых страшных злодеев. Узурпатор, обманом захватил трон, родных племянников задушил.
Мы с детства знаем его по «Черной стреле» Стивенсона. Есть там такие строчки: «За знаменем, окруженный закованными в сталь рыцарями, ехал честолюбивый, смелый, жестокосердый горбун навстречу своему короткому царствованию и вечному позору».
(Кстати, современные английские ученые, исследовав останки короля, найденные в 2012 году, установили, что Ричард III не был горбатым. Он страдал сколиозом – искривлением позвоночника. «Физическое уродство, вызванное сколиозом, – пишет журнал The Lance, – вероятно, было незначительным, поскольку изгиб позвоночника у Ричарда III был хорошо сбалансирован. У него, видимо, было короткое туловище по сравнению с длиной рук и ног, а правое плечо слегка выше левого».)
За три века до Стивенсона окончательный приговор Ричарду вынес Шекспир:
Ты адом сделал радостную землю,
Проклятьями и стонами наполнил…
Оставь наш мир и спрячься в ад, бесстыжий
И гнусный демон, – там царить ты должен!
…Настанет время,
Когда мы будем вместе слать проклятья
Обжоре-пауку, горбатой жабе!
(Шекспир, «Ричард III»)
Просто театральный «злодей»! Страшный горбун, руки по локоть в крови, вурдалак, исчадие ада. Что еще надо для создания образа всесветного чудовища, воплощения абсолютного зла!?
Как часто бывает, все это – чушь собачья. В войне Алой и Белой роз Ричард показал себя храбрым рыцарем и жестким военачальником. В общем и целом – действовал в рамках тогдашних правил и нравов. И королем стал не по своей воле, не хотел и уж тем более не «отстранял» малолетнего племянника, как пишут сплошь и рядом в наших справочниках и энциклопедиях.
После смерти короля Эдуарда IV оказалось, что его сын, малолетний Эдуард, права на престол не имеет. Вскрылось, что Эдуарда IV состоял в тайном, но законном браке с женщиной, которую спрятал в монастыре. И его жена, считавшаяся королевой Англии, – незаконная, и дети ее – незаконнорожденные. Эта история обсуждалась в Тайном совете, а затем – в парламенте, который специальным биллем лишил детей Эдуарда IV прав на престол
В общем, возник династический кризис, и никто, кроме Ричарда Глостера, единственно законного претендента, не мог занять трон.
И став королем, Ричард никаких злодейств не совершал. И племянников не убивал. Да и зачем ему их убивать, если они официально признаны незаконнорожденными и не могут быть ему соперниками в борьбе за престол, если таковая когда-нибудь и начнется. Более того, всех побежденных противников, Ланкастеров и их сторонников, он вернул из Франции и дал им возможность жить в Англии. Вот они-то, за все хорошее, и отомстили Ричарду.
Прежде чем перейти к доказательствам документальным, фактическим, довольно известным в мире, приведу свое доказательство, быть может, субъективное, а может – и самое что ни на есть убедительное.
Я имею в виду гибель Ричарда. Очень показательная смерть. С точки зрения человеческой, с точки зрения того, что называется логикой характера.
Ланкастеры объединились с Тюдорами и начали войну против Ричарда. В битве при Босворте, состоявшейся в 1485 году, где Генрих Тюдор, граф Ричмонд, в союзе с Ланкастерами одержал победу и стал королем Генрихом VII, родоначальником новой династии, Тюдоров, – все преимущества были на стороне Ричарда III. И если бы не предательское бездействие Генри Перси – графа Нортумберленда, и не прямое предательство Томаса Стэнли (получившего за предательство титул графа Дерби), исход сражения был бы совершенно иным.
Ричард смотрел с холма, как тюдоро-ланкастерские воины теснят и истребляют его войско.
Как должен поступить в такой ситуации государственный деятель? Наверно, в первую очередь сохранить себя, как символ и знамя движения, сохранить сторонников, увести войска с поля боя. А затем набрать новую армию и продолжить борьбу. Война одним сражением не решается. Тем более, он – законный король, за ним парламент и народ Англии.
Вместо этого Ричард в сопровождении немногочисленной свиты ринулся с холма в гущу сражения, стремясь добраться до Генриха Ричмонда-Тюдора и решить исход битвы рыцарским поединком, как в старые добрые времена. И погиб.
Это поступок безрассудного рыцаря.
Это его предок Ричард Львиное Сердце частенько пренебрегал государственными обязанностями, увлекаясь рыцарскими приключениями. Так и погиб в одном из походов. Но с тех пор прошли века, и короли научились быть королями. Не королевское это дело – мечом махать. Тем более, в такие сложные для страны времена. Но Ричард III поступил так, как поступил. Погиб в бою, как и Ричард Львиное Сердце.
Так государственные деятели не поступают.
Но так не поступают прежде всего проныры, хитрецы, мерзавцы!
Скажите, способен ли на такой безрассудно рыцарский поступок изощренный интриган и злодей, человек низкой души, каким выставляют Ричарда? Нет, нет и нет.
Логика характера. Это не пустые слова.
Но как получилось, что даже в Англии, где исторические источники всегда были открыты, имя Ричарда чуть ли не до сих пор окружено зловещим ореолом?
А очень просто: примерно через 28 лет после его гибели помощник лондонского шерифа Томас Мор написал «Историю Ричарда III», в которой и изложил «злодейства» Ричарда. Томас Мор – воспитанник кардинала Мортона, ярого врага Йорков, приверженца Ланкастеров и Тюдоров. Мортон был одним из активных участников заговора против короля Ричарда. Естественно, в духе ненависти к Ричарду он воспитал и своего приемного сына Тома. Маленький Том вырос, стал служить Ланкастерам, стал канцлером герцогства Ланкастерского, а затем канцлером Англии у Генриха Тюдора.
Какой объективности можно ждать от человека, который не только служил Ланкастерам-Тюдорам, но и осуществлял, проводил в жизнь их политику!?
Очевидно же, что Томас Мор написал свою «Историю Ричарда III» не только в соответствии с велением души и полученным воспитанием, но и по прямому заказу Тюдоров-Ланкастеров. И тем самым исторически как бы оправдал их правление, их репрессии: ведь Тюдоры-Ланкастеры, придя к власти, в отличие от Ричарда, чуть ли не всех Йорков истребили. Громко крича при этом, что уничтожают Йорков исключительно во благо народа доброй старой Англии, потому как с такими злодеями жить на одной земле невозможно.
Через 50-60 лет Рафаэль Холиншед включил мемуары Томаса Мора в свою «Хронику Англии, Шотландии и Ирландии». Затем они вошли в состав других «Хроник». По ним и написал Шекспир трагедию «Ричард III». Через 106 лет после гибели Ричарда. И вся историография Англии пошла моровско-шекспировским путем. Многие последующие ученые с теми или иными вариациями повторяли все ту же версию Мора о злодействах Ричарда. Не говоря уже про мнение широких народных масс. Кто ж будет спорить с Шекспиром?
И в то же время Шекспир не виноват. Он, как и Ричард III, стал жертвой государственной пропаганды XV века.
Так рождаются и живут мифы, становясь сильнее правды.
Кстати, Томас Мор – это тот самый изучавшийся во всех советских школах Томас Мор – автор знаменитой «Утопии». В которой, как учили нас, воплощены мечты прогрессивного средневекового человечества о будущем коммунистическом обществе.
Что говорить, причудливо переплетаются иногда сюжеты истории.
И еще, повторим, остается удивляться власти клеветы, власти лжи и мифов в людском сознании.
Сергей БАЙМУХАМЕТОВ.
На снимках: сцены из спектакля «Ричард III»в Театре имени Моссовета