СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ОТКРЫЛ ОСЕННЮЮ СЕССИЮ
Совет Федерации 488-м заседанием в среду, 23 сентября, открыл осеннюю сессию. Новостей с заседания СФ две, и обе не радуют.
Под предлогом прошедших 11 – 13 сентября выборов проведена ротация сенаторского корпуса. В рамках традиций этого прекрасного нового мира любое событие превращается в акцию кампанейщины с избирательностью, заметно связанной с подавлением здравого смысла.
Второе событие сенаторской пленарки – правительственный час «О прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов в условиях реализации общенационального плана действий».
Выступал уважаемый человек с непререкаемой репутацией, зампред правительства Андрей Белоусов:
«Оперативно был предпринят ряд действий, направленных как на поддержку доходов населения, в первую очередь социально незащищенных граждан, так и пострадавших отраслей экономики. Задача состояла в том, чтобы поддержать людей, занятость и не дать кризису расползтись на смежные отрасли по цепочкам поставок и платежей. Всего только из федерального бюджета было затрачено финансовых ресурсов более чем на четыре трлн рублей – 3,9% ВВП. Это позволило ограничить глубину и продолжительность спада производства и потребления и, главное, поддержать занятость. Удалось локализовать кризис, он не приобрел всеохватного, системного характера, как это было в 2008 – 2009 году. …Удалось удержать макроэкономику, прежде всего, валютный курс, финансовые рынки и инфляцию. Темпы роста кредитования экономики составили в июле-августе около 8% к прошлому году, что является одним из главных факторов постепенного оживления спроса».
Председатель Комитета СФ по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова подняла в рамках правчаса больной вопрос развития института интеллектуальной собственности. Обещано продолжить работу.
Зампред СФ Николай Журавлев системно сформулировал задачи стратегии выживания страны: «Необходимо развивать программы капитальных вложений, особенно в регионах, вкладывать больше средств на долгосрочные меры поддержки приоритетных отраслей, а также сектора малого и среднего бизнеса. В целом нужны специальные программы по поддержке региональных экономик».
В тот же день на Охотном ряду драматически и скучно одновременно принимали отчеты по бюджету-2019 и за ним по трем внебюджетным фондам. Общий вывод диковат и привычен в формулировке бессмертного Михаила Задорнова – конец света, в России не заметят, он у нас давно наступил и стал нашей повседневной жизнью.
Казалось бы, депутаты давно все знают и удивить их невозможно. Однако именно это и произошло.
Отчет по предкризисному, предковидному году выпал на перелом текущих кризисных событий. После пика административно-командного подавления в мире экономики, производства и просто человеческой жизни идет выбор формата следующей депрессивной итерации. Депутаты говорили, надо извлечь уроки из прошлого для будущего. Минфин Антон Силуанов обещал учесть уроки в бюджете-2021, который будет внесен в конце месяца.
Обе высокие спорящие стороны прекрасно понимают, что за десяток дней что-то новое учесть в бюджете невозможно.
Депутатам бы радоваться российской устойчивости, а они приуныли. Кризисный год проходит в общем не хуже предкризисного. За счет чего, непонятно. Правительство поддерживает тот же прозападный курс стерилизации ресурсов. Четыре триллиона помощи от Белоусова – копейки по сравнению с тратами западных стран на антикризисные мероприятия и непонятны в последствиях. И в СФ, и в ГД много раз обращали внимание на то, что решение правительства повысить акциз на сигареты на 20% приведет к снижению его поступлений в бюджет.
В то же время Путин рассказывал сенаторам, что введение плоской шкалы НДФЛ увеличило его поступление.
Где логика?
Лев МОСКОВКИН.