САМЫЙ МОДНЫЙ ЦВЕТ, САМЫЙ МОДНЫЙ КРОЙ
В Московском театре Сатиры состоялась премьера музыкального спектакля «Дамское счастье» в постановке молодого режиссера Марии Тихоновой.
История романа Эмиля Золя, переложенная в сценическую версию «Дамского счастья» поэтом Юрием Ряшенцевым и его супругой, либреттистом Галиной Полиди, переносит зрителей в Париж второй половины девятнадцатого века. На сцене – дверь, ведущая в маленькую лавочку дядюшки Леру ( роль Леру мощно и заразительно исполняет народный артист России Юрий Васильев). Старинная вывеска над дверью, подсвеченная витрина с женскими шляпками ручной работы, напротив – дверь другого аналогичного магазинчика. Его хозяин делает зонты, и ручки этих зонтов никогда не повторяются. Перед нами – квартал парижских мастеров кустарей. В идиллию старого города врываются слепящие огни маркета «Дамское счастье», высокая этажность которого условно обозначена лестницами и стилизованными балконами (художник – постановщик спектакля Ирина Сид).
В центре сюжета – нарастающий конфликт между владельцем нового крупного магазина Октавом Муре и мастерами-кустарями прилегающего парижского квартала. Торговый монстр Муре постепенно разрастается, магазин грозит подмять под себя всю мелкую торговлю, в планы Октава входит снос лавочек и выселение из домов прежних владельцев. «Настоящая паровая машина в действии», – так писал об этом Золя, взявший за прототип магазина «Дамское счастье» реальный маркет «Бон-Марше», после того, как тот «сожрал» соседние здания и прилегающие к нему улицы.
Роль Октава Муре исполняет Игорь Лагутин. Артист высокого нервного потенциала, он делает своего Муре жестким, изящно мыслящим предпринимателем, обладающим неуёмной энергией и поставившим целью выстроить грандиозный флагман торговли. Коммерсанту задача удается, тем более, что он тонко разбирается в людях, способен разглядеть неординарность мышления в своих служащих и привлечь нужных людей в команду.
Среди молоденьких продавщиц, оказавшихся за прилавком «Дамского счастья» – юная Дениза. Она вместе с повесой-братом (Артем Минин) приехала в Париж по приглашению дядюшки Леру работать в его лавке. Только вот Леру скоро сам станет нищим и бездомным. Дениза ищет работу, она ведь должна содержать себя и брата. Единственная вакансия, которую девушка находит, обойдя все лавочки в квартале – продавщица в ненавидимом дядей магазине «Дамское счастье». Но благодаря природному обаянию и заинтересованности в деле, которым занимается, Дениза быстро становится заведующей отделом и даже договаривается о том, что лавку дяди не тронут ни при каких обстоятельствах. Дениза дружелюбна, легко генерирует новые идеи, и Октав, ценящий такую креативность, в какой-то момент осознает, что его невеста – холодноватая светская львица Анриетта Дефорж (экспрессивная Анастасия Микишева), больше не имеет над ним той власти, какую получила искренняя провинциалка Дениза. Короче, Октав влюбляется не на шутку.
Но покинутые женщины подобного вероломства не прощают. Тем более, что Анриетту Дефорж с Октавом Муре связывают отношения, укладывающиеся в расчетливую формулу «Мы друг другу подходим». Обманутая невеста затевает интригу, и теперь уже по бизнесу самого Муре проезжается каток бездушных решений его бывшего компаньона Барона (Андрей Зенин).
Бросается в глаза явная разница в характерах двух предпринимателей. Если Муре – не слишком совестливый, но все же относительно порядочный человек, которому его деятельность приносит настоящее удовольствие, то его компаньон Барон – законченный холодный делец, для которого важны только деньги. Муре готов снести лавочки квартала кустарей ради своего магазина, но не готов вырубить деревья на старом парижском бульваре. Барон же готов вырубить все и вся, и у него есть все возможности и связи для этого. «Государство, – с горечью констатирует дедушка Леру, – только таким и помогает. Настало время жуликов и воров».
Умирание кустарного ремесла, интриги внутри больших торговых коллективов, сомнительные формы борьбы за покупателей, союз власти с бизнесменами, сколотившим состояние за счет неправовых действий – все эти серьезные темы поднимаются в спектакле. Но, несмотря на их серьезность, постановка воспринимается яркой, легкой и красочной. Артисты поют великолепно. Костюмы достойны всяческих похвал. Артистизм дирижера в оркестровой яме – повод для отдельного разговора: музыка Андрея Рубцова, которую художественный руководитель театра Александр Ширвиндт назвал «гениальной», рождена «в недрах самого театра» и исполняется живым оркестром. А это редкое сегодня явление для драматического театра.
Хочется верить, что все эти составляющие подарят «Дамскому счастью» долгую интересную сценическую жизнь. А харизма артистов, исполняющих главные роли, будет притягивать к постановке внимание зрителей много лет не менее сильно, чем притягивают на сцене огни модного магазина представительниц прекрасного пола всех, без различия, возрастов.
Елена Булова