МОЖНО ЛИ ПРИМИРИТЬ БЛИЖНЕВОСТОЧНЫХ СОСЕДЕЙ
Открытое интервью замминистра иностранных дел Сергея Вершинина замдиректора ТАСС Михаилу Гусману прошло в привычном уже онлайн-формате. Завершилось констатацией Гусмана: ничто не заменит живое общение.
Мероприятие прошло в преддверии вступления России в роль председателя Совета Безопасности ООН с 1 октября на месяц.
Поскольку председатель может направлять дискуссию, предполагается сделать две центральных темы: «Женщины, мир, безопасность» и вторая, первая по значимости, тема Персидского залива.
По словам Вершинина, регион перегружен конфликтами. Их нужно снижать на каждом участке.
На повестке Совета Безопасности много конфликтов. Клубок проблем остается в Сирии. Урегулирование важно не только для Сирии. Прошло пять лет после российской помощи по просьбе законного правительства. Террористы стояли в метрах от президентского дворца. Сейчас большая часть страны освобождена и находятся под контролем законного правительства. Чтобы политическое урегулирование началось, Россия приложила большие усилия.
На Конгрессе сирийского народа создали конституционный комитет. Прошло три раунда непростых переговоров в Женеве. Необходимо решать вопрос санкций, причем не только по Сирии, но и Венесуэле.
Все эти вещи должны быть направлены на то, чтобы людям стало жить лучше. Надо помочь возвращению к родному очагу более шести миллионов сирийских беженцев и временно перемещенных лиц, Вершинин подчеркнул, что Сирия остается очень серьезным тестом того, что можно сделать, чтобы не повторить судьбу Ливии и Ирака. Там после внешнего вооруженного вмешательства восстановить государственность невозможно.
Присутствие США в Сирии незаконно. Они остаются за Евфратом. Соответственно продолжается разворовывание сирийского национального ресурса – нефти. Во взаимодействии с США работает, как они сами говорят, деконфликтинг. Имеется в виду предотвращение столкновений между военными США и России.
Остается на повестке Совета Безопасности хронический палестино-израильский конфликт. Неправильно думать, что палестинские проблемы куда-то уйдут и забудутся. Там тоже вопросы беженцев, воды и иностранного присутствия. Многих на Земле волнует вопрос Иерусалима. Также израильской оккупации западного берега реки Иордан.
Российская позиция состоит в том, что нужно добиваться единства палестинских рядов.
По оценке Гусмана, Вершинин один из выдающихся арабистов. Что изменилось с тех пор, как он сменил место работы с Ближнего Востока на Смоленскую площадь? Стало там спокойнее?
Для Вершинина этот вопрос во многом личный. Он много там работал. Ближний Восток и Северная Африка близки России. Продолжается российское паломничество на Святую землю, которая сейчас состоит из нескольких государств. Регион не стал проще и спокойней. Фронты стали многочисленней.
Российские арабисты универсальные по сравнению с коллегами из других стран. В МГИМО изучалась культура и Коран, а не только язык.
Судя по тематическому охвату интервью, российскому МИДу приходится решать множество вопросов в своей прямой компетенции и вести политическое сопровождение всего того, что насильственно политизировано. Иначе решения могли бы достигаться в прямом взаимодействии профильных структур. Гусман спросил про Олимпиаду и почему-то забыл про все остальное.
Олимпийские игры в Японии отложены и остается только гадать, что еще придумает Вашингтон со своим Родченковым. Пока он занят Белоруссией, Германией, Китаем и подготовкой к выборам Думы с прицелом на президента России.
Конфликтинг в ментальности англосаксов подобно деконфликтингу у русских. Обострение ситуации в мире сломало систему стереотипов, принятую Россией во время перестроечного раскрытия отечественной системы управления. За прошедшие тридцати лет гегемонии мир устал от искусственных проблем и конфликтов. Перемен ждут все начиная с реформы ООН, но каждый своих. Трамп буквально впервые в истории США занялся миротворчеством на полигоне Ближнего Востока. Начал с достижимого и относительно безвредного. Символично, но серьезно влиять на агрессивную политику своей страны Трамп не может – снесут.
Если Кеннеди вел прямой диалог с Кремлем, то Трамп даже этого не может себе позволить. Между тем Кеннеди добился от Хрущева существенных уступок, которые обеспечили нынешние преимущества США в неравенстве двух полюсов силы.
Времена полной открытости прошли и Россия уже может противостоять вооруженной террористической агрессии на отдельных направлениях и иногда предотвращать госперевороты. Может даже противостоять полной приватизации ООН по планам США. Однако за время открытости России и соответственно при отсутствии сопротивления глобальную власть deep state успели выстроить так, что ответственности нет и договариваться не с кем.
Российский МИД был в то время совсем другим.
Проблема нынешнего мира не в отсутствии единства в Палестине или Карабахе, а в самих США. Путин своей речью в ООН протянул руку дружбы. Если коллективный Вашингтон не найдет в себе силы выработать единую позицию и ответить адекватно, в мире неизбежны новые более глубокие потрясения.
Лев МОСКОВКИН.