КОНЦЕПЦИЯ СОВЕТСКОЙ ОККУПАЦИИ ПРИБАЛТИКИ СЛОМАЛАСЬ О ФАКТЫ
Кажется, ничего нового про этот мир узнать уже невозможно, кроме старого. Уму непостижимо, зачем в условиях жесткой конфронтации с Западом от советских людей тщательно скрывали важнейшую информацию и вместо нее обрушивали на сознание бездоказательную пропаганду. Зачем вопреки логике исторических событий, хорошо известных живым тогда участникам, постепенно двадцать лет сдавали страну. И спустя еще тридцать лет принялись лихорадочно открывать истину о прошлом.
Потому что припекло, запахло новым кровавым переделом мира. А сознание воспринимать отказывается, слишком глубоки советские идеологические корни. Прибалтика была для нас островком свободы и это при том, что сами прибалты вспоминали время своей номинальной свободы едва с иронией, сквозь которую проглядывали признаки ужаса.
В понедельник в МИА «Россия сегодня» состоялась онлайн-конференция, в рамках которой представлено документальное издание «Резиденты сообщают… Сборник документов о политической обстановке в Латвии, Литве и Эстонии, август 1939 г. – август 1940 г.», выпущенное фондом «Историческая память».
Сборник приурочен к 80-летию вхождения стран Прибалтики в состав СССР. Он вводит в научный оборот ранее неизвестные документы советской внешней разведки.
В сборник вошли рассекреченные документы из 5-ти архивов России, Латвии, Литвы и Эстонии, подавляющие большинство из которых публикуется впервые.
По информации организаторов, ложившиеся на стол Сталина разведывательные материалы существенно дополняют представления о советской политике в Прибалтике, сложившиеся при ознакомлении с вышедшим три десятилетия назад классическим сборником документов МИД СССР «Полпреды сообщают…», и открывают новые перспективы для осмысления политики Кремля в прибалтийском регионе.
Авторы сборника «Резиденты сообщают» воспроизвели дизайн издания «Полпреды сообщают», чтобы подчеркнуть преемственность.
Представил сборник его составитель, директор фонда «Историческая память», научный сотрудник Института российской истории РАН Александр Дюков.
Презентацию дополнила группа поддержки: уполномоченный МИДа по вопросам прав человека, демократии и верховенства права Григорий Лукьянцев, советник МИА «Россия сегодня», член Российского исторического общества Вероника Крашенинникова, главный редактор «Журнала российских и восточноевропейских исторических исследований» Владимир Симиндей.
Александр Дюков рассказал, что большинство документов рассекречено давно, но не было обработано. Ключевая информация из донесений генерала Клявиньша рассекречена совсем недавно – год назад. Его планы шли далеко вплоть до выдвижения советских войск.
В сороковом году после успехов фашистской Германии на Западе советское руководство поняло, надо что-то делать в Прибалтике, чтобы не потерять регион. Реализован был план Клявиньша. Решение о инкорпорации Прибалтики было принято в июне 1940 года.
Сборник очень важен. Не все еще опубликовано, фонды прибалтийских стран закрыты, потому что документы противоречат нарративу из руководства. Задача российских историков – требовать раскрытия документов.
Русское население подвергалось гнету из-за недальновидной политики прибалтийских властей на создание моноэтнических государств. В итоге Германия закрепилась на заднем дворе СССР. Советский договор с прибалтийскими странами о взаимопомощи нарушался. Президент Литвы Антанас Сметона зондировал вопрос о германском протекторате. Цены росли, вызывая недовольство и способствуя росту просоветских настроений.
Дюкова удивляет: почему-то думают, все спрятано в архивах СВР. На самом деле документы российских архивов рассекречены в плановом порядке. Историк за то, чтобы было рассекречено как можно больше. Но не надо пренебрегать тем, что уже рассекречено и просто не обработано. 80% рассекреченных документов никогда не публиковались. Документы из Прибалтики вывозились неравномерно. В Литве практически все засекречено. Из Эстонии значительная часть документов вывезена, но документы КГБ засекречены. В Латвии есть такая жемчужина, как дело генерала Клявиньша, которое для историков значит очень много.
Отвечая на вопросы, Дюков заявил, что неправомерно говорить о реоккупации в 1992 году. Введение советских воск в 1940 году проведено по договору, который не был расторгнут. Опровергает оккупацию в юридическом смысле. В 90-е верховные советы Литовской, Латвийской и Эстонской ССР заявили о действии всех договоров, в том числе 1939 года о взаимопомощи. Эти договоры продолжали действовать до вывода советских войск в 1994 году. 13 января 1991 года большинство погибших погибло не от рук советских солдат. Литовские судьи игнорируют факты и препятствуют правосудию
Дюков уверен, что публикации сборника будет подвергнута давлению. В Литве возможно уголовное дело, так как в этой стране есть статья об ответственности за отрицании советской оккупации. Тем не менее, авторы планируют доводить информацию. Открыт электронный ресурс с образцами документов на языке оригинала и заголовками на английском.
Дюков и Симиндей давно являются персонами нон-грата в Прибалтике, затрудняют им доступ к архивам, но они справляются.
Концепция советской оккупации сформирована в доархивный период. Объем рассекреченных документов требует пересмотра концепций социалистических революций и советской оккупации. Говорят, что переписывание истории плохо. В резолюции Европарламента говорится, что Россия ревизует историю. На самом деле Дюков видит задачу историка в пересмотре устаревших концепций. Рассекреченных документов для этого достаточно. Эта ревизия необходима. Чем больше мы издаем таких сборников, тем более очевидно.
Дюков полагает, лет через пять мы будем иметь совсем другие представления о Прибалтике.
Документы сборника показывают в какой сложной обстановке накануне войны находился Советский Союз. Резидентам НКВД давалось указание не вмешиваться во внутренние дела прибалтийских государств. Данный факт опровергает тезис, что Советский Союз задолго планировал аннексию.
Крашенинникова заявила, что документы не оставляют камня на камне от концепции двух оккупации, нацистской и советской. Были подписаны германо-эстонские, германо-литовские пакты с секретными документами в отношении СССР. Только этих документов достаточно, чтобы советское руководство задумывалось. Руководитель резидентуры НКВД в Прибалтике Меркулов в беседе с Нечкусом сообщил, что Сталин рассматривает Балтийские государства как трамплин немцев к Ленинграду. Включение в состав СССР отодвинуло войну как минимум на год. Власти в Прибалтике были авторитарные и народ рассматривал вхождение в СССР как освобождение.
Сборник по мнению Крашенинниковой показывает. что делать не нужно, чтобы не наносить ущерб своим государствам. Антигерманские настроения были очень сильные. Моряки корабля «Адмирал Гитлер» подверглись нападениям, в них кидали камни с криками «Рот-фронт!» и «Да здравствует Сталин!» Один погиб и восемь пострадали.
Симиндей добавил, что Германия воспринималась как основной противник. Из Либово (нынешняя Лиепая) шли сообщения, что рабочие недовольны новым правительством и требуют советов. Полиция разбежалась. Совокупность дипломатических и разведывательных документов показывает, как советское руководство предпринимало импровизации в условиях дефицита информации. В условиях введения талонов на топливо и разгула черного рынка царские золотые монеты возросли в цене, а британские фунты стерлингов не котировались.
Слушаешь такие вещи и удивляешься самому себе. Мы же знали насколько сильны были просоветские коммунистические настроения в Германии и какие меры предпринимали фашисты для подавления. Почему в Прибалтике должно было быть иначе?
Лев МОСКОВКИН.