ТИМУР БЕКМАМБЕТОВ: КИНОФЕСТИВАЛЬ – ЭТО НЕ ЧЕМПИОНАТ МИРА ПО ФУТБОЛУ, ЗДЕСЬ ПОБЕЖДАЮТ НЕ СТРАНЫ, А РЕЖИССЕРЫ
На 42-м Московском Международном кинофестивале прошла пресс-конференция, в которой приняли участие члены жюри Основного конкурса.
Среди них – председатель жюри, российский режиссер и продюсер Тимур Бекмамбетов, европейский кинематографист Александр Йордаческу, британский кинокритик Брайан Вайнер, египетский писатель и журналист Махмуд Солиман и российская актриса Марина Александрова.
– Я благодарен, – сказал Тимур Бекмамбетов, – что меня пригласили помочь разобраться в том, какое же сегодня кино соответствует идеалам, ценностям, которые много лет назад провозгласили те, кто создал этот фестиваль. Я приглашен, наверное, для того, чтобы наша замечательная команда смогла выработать критерии, по которым будут судить фильмы. И хочется, чтобы наши решения прошли через бойкие обсуждения, но при этом были совместными. Для меня это новая роль, и я себе представляю эту неделю как процесс поиска – что такое кино сегодняшнее и что такое кино будущего.
«…Для меня очень важно быть здесь и с коллегами со всего мира работать вместе на таком фестивале. Это очень важно в наше время. Любовь к кино – это не любовь к национальному кино, это любовь к историям, которые в нас откликаются», – подчеркнул Александр Йордаческу.
Махмуд Солиман отметил важность того, что фестиваль проходит в такое тяжелое время в режиме офлайн. С ним же согласился и Брайан Вайнер.
– Есть ощущение, что был нанесен разрушительный удар в отношении кинематографа, – подчеркнул Брайан Вайнер. – Люди и так с учетом стримингов стали ходить в кино меньше, а пандемия добавила опасений по поводу будущего традиционного кинематографа. Но я уверен, что кинематограф справится с этим вызовом, поскольку важен коллективный просмотр в кинозале и никакой удобный диван и просмотр Netflix не могут это заменить. Московский фестиваль – один из наиболее значимых смотров и первый, который был перенесен, но все же случился. И это показывает, что можно даже в такое тяжелое время пробиваться и устраивать подобные форумы.
Тимур Бекмамбетов, приверженец новаторского формата «скринлайф», которому на ММКФ посвящена специальная секция, также подчеркнул, что традиционное «кино останется».
– Может, оно и будет менять форму, – подчеркнул Бекмамбетов, – и отражать точнее действительность, в которой мы живем, – переживания человека, что является самым главным в кинематографе. Но главным залогом моей верности традиционному кино является то, что я закончил съемки фильма обычного «Фау. Побег из ада», и он должен выйти на экраны в следующем году. Надеюсь, кино останется живо и система проката будет в добром здравии.
Тимур Бекмамбетов также отметил, что Московский кинофестиваль «всегда был больше посвящен реальным проблемам людей, он был всегда открыт для политических высказываний, для фильмов, которые не вписываются в общепринятые позиции истеблишмента», и ему бы очень хотелось, чтобы фестиваль был «не соревнованием наций или государств, а соревнованием кинематографистов». При этом Бекмамбетов подчеркнул, что «кинофестиваль – это не чемпионат мира по футболу, здесь побеждают не страны, а режиссеры».
Единственной женщиной в составе нынешнего жюри Московского кинофестиваля стала российская актриса Марина Александрова.
– Мне кажется, – сказала Марина Александрова, – что искусство обладает силой и, надеюсь, оно победит все пандемии, народ снова придет в кинотеатры, искусство кино не умрет и мы не будем смотреть кино только дома по телевизору. Хочется верить в это! Мое самочувствие здесь прекрасно. Я неслучайно сыграла императрицу Екатерину, чтобы попытаться всех мужчин склонить на свою сторону. И надеюсь, что в этом гендерном неравенстве мое мнение будет услышано… Мне хочется увидеть на этом фестивале картины, которые станут направляющими для нашего десятилетия и будущих поколений, потому что в такое время рождаются творчески наглые и классные проекты. И я надеюсь, что такие здесь есть.
Елена Булова.