КАК СОВМЕСТИТЬ МИЛОСЕРДИЕ С БЕЗОПАСНОСТЬЮ?
С наступлением осени отвечать на этот вопрос всё чаще приходится всё большему количеству москвичей, обнаруживающих в своих подъездах ночующих там бездомных.
Поиску ответа на этот непростой вопрос, приобретший особую остроту в условиях пандемии, был посвящен круглый стол «Бездомные рядом с другими людьми», который прошел в медиа-центре «Благосфера» при участие портала «Милосердие.ru». Непосредственным информационным поводом для проведения мероприятия стало письменное обращение – «крик души» жительницы района Таганский Натальи Осиповой, в котором она рассказала о конфликте интересов местных жителей и бездомных, заселяющихся в их подъезды:
«Наш дом расположен недалеко от «Ангара спасения» (это православная общественная некоммерческая организация, занимающаяся помощью бездомным. – С. И.). (…) Бездомные побираются на перекрестке Садового кольца и улицы Николоямской, потом идут за спиртным и распиваются на окрестных лавочках. Я сама раньше жертвовала на разные проекты в пользу бездомных, относила мешки с вещами в «Ангар спасения». «Головой» я понимаю всю сложность проблемы бездомности, но как житель, что я должна делать, когда в 2 часа ночи обнаруживаю пьяное тело, лежащее в подъезде и перекрывшее мне проход к лифту? «Тело», которое, возможно, поведет себя неадекватно при приближении к нему. (…) Хочется посмотреть в глаза человека, который создал «Ангар спасения» в жилом районе. Хотелось бы донести до этого человека, что не только бомжи нуждаются в сочувствии, но и мы, жители, тоже. Понятно, что каждый человек должен где-то жить, но это «где-то» – точно не подъезд дома. Как разрешить этот конфликт интересов и, прежде всего, внутри меня, когда часть меня готова бороться за покой, за чистоту и недоступность моего подъезда для пришлых грязных и пьяных людей, а другая часть меня же выступает за гуманизм и милосердие. Дорогие участники круглого стола, возможно, вы найдете способ примирения этих двух позиций, преодоления этой социальной шизофрении».
По мнению Натальи Осиповой, на сегодняшний день эта проблема нерешаема: нет ни одного инструмента, который бы развел на «социальную дистанцию» бездомных и жителей домов, куда они приходят выпить и закусить с комфортом, поспать несколько часов в тепле.
По мнению руководителя направления помощи бездомным Отдела по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ Ирины Мешковой, принявшей участие в обсуждении этой чрезвычайно актуальной для Москвы проблемы, если «мы уберем «Ангар спасения», лучше не станет:
«Камни всегда летят в тех, кто находится на передовой, пытается хоть что-то делать… Таких людей было бы еще больше, если бы мы с ними не работали.
У нас есть программа «Возвращение», в рамках которой мы занимаемся профилактикой бездомности: за 6 лет мы отправили домой более 8 тысяч людей. Они сейчас тоже могли бы быть на улице».
Аналитическая работа, которая ведется в «Ангаре спасения», по ее словам, позволяет понять, кто эти люди и как они «дошли до жизни такой»:
«В основном, это люди, которые приехали в Москву из других регионов на заработки. В том, что они оказываются на улице без денег и без документов, чаще всего виноват «теневой» бизнес, в том числе – строительный. Надо бороться с причинами этого социального явления, а не со следствиями».
Как отметил руководитель приюта «Тёплый прием» Илья Кусков, возвращаясь к теме обращения жительницы Таганского района, «эта проблема есть, и она очень острая, но если в вашем подъезде оказался бездомный, то в этом виновата не та НКО, которая пытается оказать ему помощь». По его мнению, эту проблему можно решить только на государственном уровне, создавая рабочие места в регионах и повышая ответственность работодателей:
«Например, в Белоруссии бездомные тоже есть, но они все местные. Потому что при всех тех проблемах, которые мы видим в белорусском обществе, их экономическая модель предоставляет работу во всех местах примерно одинаковую, и нет смысла ехать на заработки в Минск».
Говоря о масштабе проблемы, Илья Кусков, который работает на московских улицах уже более 7 лет, сообщил, что, по разным оценкам, количество бездомных в столице колеблется от 10 до 15 тысяч человек, и все социальные учреждения, по его словам, «могут на себя оттянуть в лучшем случае лишь половину этих людей».
Как пояснила основатель и директор центра «Дом друзей» Лана Журкина, звонки от жителей подъездов с просьбой приехать и забрать поселившегося там бездомного, поступают к ним довольно часто:
«Но тут проблема в том, что мы можем оказать помощь бездомному только с его согласия. Мы не можем делать добро насильно. Мы не можем вывезти этого человека из подъезда насильно. Люди, которые давно живут на улице, проходят «порог невозврата», и с ними работать очень сложно, и зачастую приходится примириться с тем, что они так живут».
По ее словам, пандемия коронавируса проявила и обострила многие экономические и социальные проблемы, в том числе – и проблемы оказания помощи бездомным:
«В период самоизоляции работодатели быстренько свернули свои стройки, людям не выплатили деньги, им даже не на что было уехать домой. Многие из них говорили, что мы сейчас недельку покрутимся на вокзале, потом найдем работу, и всё будет прекрасно. Недельку покрутились, кто-то паспорт потерял, кто-то получил травму и попал в больницу, другой Covid подцепил, всё… Фактически это люди, которые могут остаться навсегда бездомными, потому что у них не было выхода».
Говоря о типичной реакции москвичей на бездомных, Лана Журкина отметила, что они постоянно слышат, что, мол, вот ваши бомжи разносят все болезни, в том числе и Covid:
«Хотя в этом не они виноваты. Виновата вся наша система, которая не брала этих бездомных в обсерваторы. То есть, «скорая помощь» привозила мне человека, пролежавшего 3 дня в больнице с выпиской, что у него Covid, с предписанием Роспотребнадзора самоизолироваться, и мы не знали, куда его деть. Были бездомные, которые попадали в обсерватор, но большинство выходило на улицу и становилось разносчиками не по своей вине. (…) Как только началась пандемия, письма были разосланы нами во все инстанции с вопросом: что делать с людьми, которые на улице, которые не смогут попасть на карантин? Но в ответ были одни отписки».
Сергей ИШКОВ.
Фото автора и из открытых источников.