Ученый: Массовое применение технологии редактирования генома остается этически спорным вопросом
Массовое применение технологии редактирования генома на популяционном уровне в отношении человека и других видов является этически спорным вопросом. Об этом Агентству городских новостей «Москва» сообщила заведующая кафедрой медицинской генетики Института клинической медицины имени Склифосовского Сеченовского университета, доктор биологических наук Галина Павлова.
«Человеческая популяция неимоверно разрастается на земном шаре. И длительность нашей жизни увеличивается. Поэтому накопление различных нарушений у нас будет все время. Но вопрос в том, насколько это этически правильно - делать редактирование. Я в этом не уверена. Понимаю, что это будет развиваться, что человечество всегда будет стремиться что-то исправить. Но правильно ли переходить с этой технологией на популяционный уровень - не только человека, но и любой другой популяции - это очень сложный вопрос», - сказала Павлова.
Она подчеркнула, что технология CRISPR/Cas9, разработчикам которой присуждена Нобелевская премия по химии в 2020 году, изучается недостаточно давно, и быть полностью уверенным в ее безопасности нельзя.
«Система CRISPR исходно открыта в 1987 году на Е.coli и обнаружена у археев и у других микроорганизмов ученым Франсиско Мохика, но как система для генетического редактирования млекопитающих, в том числе человека, изучается достаточно недавно. И никто не может точно сказать, насколько эта система безопасна, насколько больше пользы она может приносить, чем вреда. Однако, скорее всего, эта технология будет совершенствоваться, и на ее основе может возникнуть целый пласт генетических редактирований различных заболеваний», - отметила Павлова.
Она подчеркнула, что для развития подобных технологий необходимо также создание соответствующего правового поля.
Ранее СМИ сообщали, что Нобелевская премия по химии за 2020 год присуждена французской ученой Эммануэль Шарпантье и американке Дженнифер Дудна, которые совместно разработали метод редактирования генома CRISPR/Cas9, или «генетические ножницы».