Особняк удивил горожан трижды
В Хамовниках появился еще один объект культурной охраны. Эксперты Мосгорнаследия составили перечень всех ценных элементов дома № 10 в Пречистенском переулке, так называемого особняка Якунчиковой. Здание, возведенное на рубеже 1899–1900 годов, в свое время удивило москвичей трижды. И обстоятельствами постройки, и внешним видом, и тем, кто стал его первой владелицей. Здание под ключ Вплоть до Читать дальше......
В Хамовниках появился еще один объект культурной охраны. Эксперты Мосгорнаследия составили перечень всех ценных элементов дома № 10 в Пречистенском переулке, так называемого особняка Якунчиковой.
Здание, возведенное на рубеже 1899–1900 годов, в свое время удивило москвичей трижды. И обстоятельствами постройки, и внешним видом, и тем, кто стал его первой владелицей.
Здание под ключ
Вплоть до конца XIX века особняки в Москве строили по заказу хозяев, с учетом их вкусов. А потом из Европы пришло новое течение — возводить здание «под ключ» и продавать уже готовым.
— В этом случае архитектура здания более зависела от творческого почерка зодчего, получались очень стильные дома, построенные по самым передовым технологиям, — говорит Ирина Левина, член Союза экскурсоводов России. — В 1899 году знаменитый «девелопер» Яков Рекк создал для строительства таких особняков Московское торгово-строительное акционерное общество.
Нынешний дом № 10 в Пречистенском (до революции — Мертвом) переулке стал первым и самым удачным проектом конторы Рекка. Остальные постройки продавались уже хуже.
Модерн — английский, карниз — бельгийский
Проектировал здание Вильям Валькот (1874–1943) — русский архитектор шотландского происхождения. Он сочетал мотивы, модные на его исторической родине, с трендами из других европейских стран.
— Видимо, Валькот в это время был вдохновлен творениями английского архитектора Чарльза Макинтоша из Глазго, — рассуждает Ирина Левина. — Дом построен из чистых прямоугольных форм, собранных вокруг параллелепипеда, напоминающего башню под плоской крышей. А вот карниз, украшенный литыми кронштейнами, — заимствование из бельгийского ар-нуво.
В 1908 году Валькот был вынужден уехать из России в Англию и там до конца жизни работал в основном как рисовальщик и чертежник. Так что дом в Пречистенском — один из немногих в Москве образцов английского модерна вообще и зданий, спроектированных лично Валькотом, в частности.
Здесь русский дух
Вскоре после постройки особняк был продан художнице Марии Федоровне Якунчиковой (1863–1942), племяннице Саввы Мамонтова. Даже странно, что ее привлек такой европеизированный дом: ей скорее пришлось бы по вкусу что-нибудь с псевдорусскими завитушками (вроде усадьбы Петра Щукина на Малой Грузинской).
— Мария Федоровна была любительницей и пропагандистом национального искусства, — объясняет Ирина Левина. — В 1890 году вместе с Елизаветой Мамонтовой, женой Саввы Ивановича, она открыла на Петровке «Магазин русских изделий», в котором принимали заказы на изготовление предметов художественно-кустарного промысла. А с 1908 года в имении своего дяди Абрамцево она руководила столярной и вышивальной мастерскими, причем сама разрабатывала эскизы для вышивок с русскими мотивами. Из всего клана она одна жила в особняке такого стиля.
Вообще-то в космополитическом коктейле мотивов, которыми отличается особняк, можно уловить и нотку а-ля рюс. Пространство под окнами облицовано плитками, которые производились в «Абрамцеве» — в мастерской, перенесенной из одноименного села в Москву, за Бутырскую заставу. Возможно, Валькот знал, кто собирается приобрести особняк, и решил угодить покупательнице.
Два непохожих брата
После революции в особняке находились сперва райком комсомола, потом библиотека, затем посольство Заира. Сейчас там офисы, и во время экскурсий его осматривают только снаружи.
— Особенно интересно одновременно показывать «дом Якунчиковой» и соседний с ним особняк Гутхейля, в котором находится посольство Марокко, — признается Ирина Левина. — Он тоже был построен Валькотом по той же программе «под ключ». Оба носят черты модерна, но при этом они абсолютно разные.
С 2013 года особняк обладает статусом объекта культурного наследия федерального значения. Нынешнее решение Мосгорнаследия должно дополнительно подстраховать его красоту и напомнить, что любую реставрацию в здании нужно проводить бережно.
Справка:
Предметом охраны признаны как структурные особенности «особняка Якунчиковой» (архитектурный облик, парадный вход с наружной лестницей, терраса, балконы, лестничная башня служебного входа, «своды Монье» (перекрытия, опирающиеся на вделанные в кирпичные стены металлические балки), так и декоративные элементы: облицовочные плитки и витраж, решетки и перемычки окон, декор (в том числе характерные для модерна женские лепные головки).