ЦИТОКИНОВЫЙ ШТОРМ В ПОДКОВИДНОМ ОБЩЕСТВЕ
Спасение гражданина в бушующем мире отдано ему самому и полностью зависит от личных способностей разбираться в потоках информации. Как будто человек попал в пучину турбулентности и ему обещают помощь с корабля, бросают спасательный круг с берега и показывают выход через навигатор. Надо набрать воздуха, нырнуть и искать ламинарный поток в будущее.
Кто поверит и потратит силы на барахтанье сверху. Океан турбулентности не расскажет потом, что корабль оказался миражом, круг попал по голове и выход оказался переходом из потопа в полымя.
Не могу сказать, что лично мною найден универсальный рецепт, но свою нишу в ламинарном потоке нашел и могу оттуда описывать нарастающее бешенство окружающей турбулентности.
Не уверен в наличии новизны в том, о чем в очередной раз надо написать. По крайней мере, эффект отрезвляющий. Ковид с карантином заставил отказаться от порочной мысли, что информация может быть ликвидным товаром. Сам факт наличия информации в потоке зависит от того, кто описывает поток со всеми его противоречиями.
В среду прошло заседание комитета Госдумы по охране здоровья с докладом Минздрава Михаила Мурашко о ситуации с COVID-19. Причину заболеваемости министр видит в несознательности населения и нежелании региональных органов здравоохранения соблюдать рекомендации Минздрава.
Однако рекомендации так часто менялись после объявления пандемии, что Мурашко не стал называть номер очередного шедевра.
На следующий день в четверг согласно новой пандемической традиции в МИА «Россия сегодня» состоялось открытое онлайн-заседание Научного совета РАН «Науки о жизни» на тему: «COVID-19 – лечение и реабилитация».
Мероприятие прошло необычно. Президент РАН отсутствовал. Поток терминов зашкаливал, отрезая профанов от великого знания. По ходу отчетливо создавалось впечатление цитокинового шторма – гипериммунной реакции общества на политическую пандемию.
Общий смысл укладывается в три фразы. Все не так, как мы рассказывали раньше. До истины в познании ковида нам еще далеко. Однако уже совершенно точно понятно, что от административных ограничений и неадекватной медпомощи вреда может быть не меньше, чем от ковида и поэтому переживших стресс и карантинное одиночество приходится изучать и лечить отдельно. Причем далеко не всегда в связи с ковидом, симптоматика может быть схожей.
Получается, что наша великая пандемия скорее социальное заболевание, чем инфекционное, резко усиленное административно-командными решениями глобального масштаба.
Докладчики рассказали о способах лечения, позволяющих обойтись без ИВЛ с высокой смертностью. Лечат смесью кислорода с нагретым гелием. О необычной одышке пациентов в ковид. Она пропадает, если перевернуть пациента на живот. Сатурация увеличивается. Восприимчивость к заражению ковидом у пожилых не выше, чем у среднего возраста, а вот течение болезни намного тяжелее и смертность выше. Однако связано это не с паспортным возрастом, а с возрастными изменениями и болезнями, старением иммунитета и укорочением теломер.
У мужчин старение проходит быстрее и болезнь тяжелее. Причины неизвестны. Все очень индивидуально. Соответственно индивидуальным должно быть и лечение. Поражение полиорганное и проявляется очень по-разному. Последствия тяжелого течения болезни требуют серьезной реабилитации – если выживет.
Мне непонятно, почему министр Мурашко называет вирус новым, где были ученые раньше и почему они не могут договориться сейчас. Науку мобилизовали, три вакцины сделали. Что у нас там с народом, вопрос не первой свежести. Народ это то, что нарождается.
В научном совете участвовали те же, что и прежде. Провел его вице-президент РАН Владимир Чехонин.
Гендиректор Национального медицинского исследовательского центра им. В.А. Алмазова Евгений Шляхто начал с того, что для всех нас это был черный лебедь. Началось с дефицита кадров и коек. Затем произошла эволюция понимания цитокинового шторма. В зависимости от течения болезни используют кортикостероиды и активную антикоагулянтную терапию. Персонализированная терапия снижает смертность. При ожирении риск в семь раз больше. Использование оксида азота дает антифиброзный эффект. Риски перевода на ЭКМО удалось избежать. Применение сурфактанта существенно улучшило оксигенацию.
Если кто не понял, ЭКМО – экстракорпоральная мембранная оксигенация, то есть аппарат сердце-легкие как инвазивная замена ИВЛ.
Несмотря на частую смену рекомендаций, удалось формализовать персонализированный подход и значительно улучшить ситуацию с помощью анализа летальных исходов в зависимости от коморбидности, QT и бенчмаркинга, также введения чек-листов.
Новые данные про ковид-19 выявили способность вируса с помощью специальных белков легко проникать сквозь мембрану эритроцита и замещать железо, приводя к анемии. Это один из элементов цитокинового шторма. Помогает использование оксида азота и сурфактанта.
Зав. кафедрой госпитальной терапии Национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова Александр Чучалин считает, что человек уже восемьсот лет назад получил коронавирус от морепродуктов. В респираторной системе происходит эскалация вируса. Ее патобиология определяет состояние мукозащитного иммунитета. Инфекция подавляет синтез интерферона Изменения в нервах (докладчик перечислили их по латыни, как на экзамене) нарушают обоняние и вкус. Ингибируется карбонгидраза. Происходит экспоненциальный рост популяции вируса. Прорываются альвеоциты второго типа. Появляются миллиарды погибших клеток. Фагоциты начинают поглощать это мертвое море клеток. Раньше называлось цитокиновым штормом, теперь еще мудренее. Развивается эндотелеит. Легкое наливается водой и после вскрытия похоже на печень.
Разработан прикроватный прибор генерации оксида азота. Коронавирус не чувствителен к низким температурам, но на него пагубно действует повышенная температура. Нашими учеными разработана подборка кислорода, термического гелия и температуры. Если просто нагреть кислород, будет ожог. Сочетание с термическим гелием быстро снимает гипоксемию. Термогелиокс элиминирует вирус. Восстанавливается гомеостаз.
Появились больные, у которых высевается вирус гриппа и повторно обнаруживается коронавирус. Наблюдается высокая концентрация ферритина.
Главный внештатный специалист-диетолог Минздрава Виктор Тутельян среди прочего рассказал о профилактике ожирения. В диету входят животные белки, углеводы, включая пищевые волокна, и полиненасыщенные жиры. Витамины и микроэлементы, включая селен. Для повышения стрессоустойчивости – мелисса, ромашка, шалфей.
Гендиректор Национального медицинского исследовательского центра кардиологии Сергей Бойцов рассказал о поражении сердечно-сосудистой системы при новой коронавирусной инфекции. Происходит практически у всех. Начинается с дыхательной системы. Сердечно-сосудистая система показывает осложнения от коронавирусной терапии. Реконвалесценция. Одновременно столкнулись с поражением сердечно-сосудистой системы у неперенесших коронавирус пациентов. Сказываются гиподинамия, алкоголь и неадекватная медпомощь. Люди боятся обращаться в медучреждения.
Сопутствующие заболевания достоверно не увеличивают риск заражения ковидом, но осложняют тяжелое течение болезни и повышают смертность в двенадцать раз. Развивается артериальная гипертония. Деструкция эндотелия с образованием тромбов. Есть вероятность поражения и крупных сосудов. Риск инсульта в шесть раз больше, чем при гриппе. Проблема лечения тромбозов – риск кровотечений возрастает многократно.
На ИВЛ чаще развивается аритмия. Причины миокардита при ковиде неясны. Может быть следствие ишемии и конечно цитокинового шторма. По кардиореабилитации данных нет. Значимо снижают тяжесть заболевания статины. По поводу гидроксихлоракина были избыточные страхи, пришли к выводу о его эффективности.
Главный гериатр Минздрава Ольга Ткачева перед своим докладом смотрела новости от главы Роспотребнадзора: во второй волне больше пожилых. Однако пик инфицирования одинаков во всех возрастах. Выше тяжесть течения. Смертность у пожилых может достигать 27%. Коронавирус дает зеркало смертности от сердечно-сосудистых заболеваний.
Сложный процесс старения иммунной системы снижает заживление ран и повышает риск аутоиммунных заболеваний. Появляются сенесцентные клетки с короткими теломерами. Есть лекарства сенолитики, которые позволяют как как пылесос убрать эти клетки.
Самая старшая пациентка с хорошим результатом выписалась в 97 лет.
Маршрутизация пациентов домов престарелых должна строиться в зависимости от биологического возраста, а не паспортного. Все должно быть организовано, иначе смертность не от ковида, а других причин. Симптомы нетипичны. Например, у пациентки с жалобами на потери сознания обнаружилось 80% поражения легких.
У пожилых развивается когнитивный дефицит (эмоциональная депривация). Проблема эйджизма – возрастной дискриминации.Почему больше погибает мужчин, Ткачева не знает. У мужчин выше смертность в любом возрасте.
Лев МОСКОВКИН
На снимке: море мертвых клеток с желтыми точками вируса.