МИР БЕЗ ДВС – РЕАЛЬНОСТЬ И УГРОЗА?
Мир готовится к глобальной революции в крупнейших секторах экономики, промышленного производства. К чему готовимся мы?
В России не обратили особого внимания на заявление главы компании Tesla Илона Маска в ходе специальной презентации.
А между тем он объявил, что через два года его компания выпустит новую модель электромобиля Tesla и снизит цену на него до 25 000 долларов. Эта в США средняя цена машины с бензиновым двигателем внутреннего сгорания. Откуда вдруг возникнет такая (условно, конечно) дешевизна? Ведь сейчас та же Tesla – 35 тысяч долларов.
Электромобиль – это, собственно, электрическая батарея, аккумулятор. Как сейчас – двигатель внутреннего сгорания, ДВС. Разработка и производство батарей – одно из магистральных направлений технологического развития. Издавна лидирующие позиции здесь занимают Япония и Южная Корея. Илон Маск объявил, что его компания приступила к разработке собственных аккумуляторов, которые будут в пять раз более энергоемкими и в шесть раз более мощными. Мало того, в перспективе предполагается, что аккумулятор станет частью кузова автомобиля. Само собой разумеется, к сему прилагается автопилот.
Мир верит Илону Маску. Как не верить человеку, компания которого стоит дороже Ford, Ferrari, General Motors и BMW вместе взятых. Как не верить человеку, который осваивает космос так, как до того не удавалось всем государствам, вместе взятым. Да и не будь его «космической» славы, есть объективная реальность, статистика. За последние 10 лет аккумуляторы для электромобилей подешевели почти на 90%. Ясно же, что технологический прогресс на этом не остановится. Более того, плавное течение время от времени, накопив потенциальные возможности, завершается взрывом, скачком. В данном случае эксперты Российского института прогнозирования конъюнктуры сырьевого рынка предрекают, что именно так, скачком, и произойдет переход мирового автопарка на электромобили.
И что тогда?
Тогда рухнет мировой рынок нефти, поскольку доля автотранспорта в нем – почти половина, 44%. К нам это имеет особое отношение. Наш экспорт резко упадет. Европа – основной рынок сбыта российской нефти. Разумеется, Европейский союз приветствует предстоящую революцию, готовится к ней, способствует всеми политическими и экономическими мерами. Крупнейшие автомобильные компании – Renault-Nissan, Volkswagen – прекратят выпуск новых поколений автомобилей с двигателем внутреннего сгорания с 2026 года.
Китай к 2025 году увеличит продажи электромобилей до 25% от общего выпуска, а к 2035 году – до 60%.
Голландия, Дания, Швеция, Исландия, Ирландия, Словения уже ввели запрет на продажу новых автомобилей на ДВС с 2025 года. Норвегия, Швеция, Шотландия, Великобритании и Франция введут аналогичные запреты в 2035-2040 годах.
Сейчас в Европе 140 тысяч заправок (как их теперь называть?) для электротранспорта. К 2025 году будет 1 миллион.
В Китае – 330 тысяч точек зарядки, к 2025 году планируется 3 миллиона.
США планируют создать 1 миллион рабочих мест уже в новой автоиндустрии – от производства электромобилей и запчастей до строительство 500 тысяч станций зарядки.
И все это – завтра, буквально завтра.
Вера в электромобили становится чуть ли не мировой религией.
Если Маск добьется успеха и выполнит свои обещания к 2023 году, то понятно, что далее начнется снижение цен. То есть – завоевание мирового рынка и давление на мировой рынок, который вынужден будет снижать цены. В итоге – массовое распространение электромобиля.
Для нас грядущая революция в мировом автопроме – реальная экономическая угроза. Повторим – резко упадет экспорт нефти, основа основ бюджета, нашей экономики. Если и россияне начнут покупать подешевевшие электромобили зарубежного производства, то так же резко упадет и внутренне потребление нефтепродуктов. Соответственно сократится добыча, производство, сократятся рабочие места в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности.
Что станется с отечественным автопромом? Как он будет переходить и будет ли переходить на производство электромобилей? Отечественный автопром – определение условное. Сейчас в России работает более 20 заводов иностранных компаний, выпускающих машины с двигателями внутреннего сгорания. Если начнется их перепрофилирование, то опять же неизбежно сокращение рабочих мест – электромобиль намного проще в производстве. Условно говоря – электросамокат, который в Москве уже стал привычным.
Словом, мир готовится к глобальной революции в крупнейших секторах экономики, промышленного производства. К чему готовимся мы?
ДЛЯ СПРАВКИ. Сейчас в Москве курсирует 450 электробусов. Столичный департамент транспорта сообщает, что город будет постепенно переходить на электротранспорт, и это улучшит качество воздуха, которым мы дышим: до 90% выбросов в атмосферу – выхлопные газы машин.
Помимо электробусов в Москве зарегистрировано 675 электромобилей. В городе, в пределах Третьего транспортного кольца, действует 100 зарядных станций.
Сергей БАЙМУХАМЕТОВ.