МИФ О ВЕЛИЧИИ НАПОЛЕОНА
Россия в 2019 году пусть и скромно, но отметила 250-летие Наполеона Бонапарта.
Еще в марте в московском музее Л. Н. Толстого открылась выставка «Наполеон Бонапарт и Лев Толстой в поисках величия». Она, конечно, отражала взгляды великого писателя, считавшего Бонапарта напыщенным, самодовольным человеком, опустошившим Францию, но тем не менее приурочена-то была к 250-летию французского императора. Да, анонсировалось, что выставка также приурочена к 150-летию выхода в свет полного текста «Войны и мира». Но выглядела привязка притянуто, надуманно, как довесок: роман существовал и существует в мире сам по себе.
В те же дни на сцене Самарского театра драмы состоялась премьера спектакля «Корсиканка», так или иначе тоже приуроченного к дате – к 200-летию некоего эпизода из жизни Наполеона в ссылке на острове Святой Елены.
В августе в Музее-усадьбе Муравьевых-Апостолов состоялось театрализованное представление «Наполеон. Жизнь и судьба».
А Государственный исторический музей открыл выставку «Автографы Наполеона Бонапарта из собрания Исторического музея. К 250-летию со дня рождения».
И, наконец, в октябрьские дни 2020 года в Государственном историко-литературном музее-заповеднике Пушкина в дворцово-парковом ансамбле Большие Вязёмы открылась выставка «Наполеон Бонапарт. От Тулона до Святой Елены».
Пресс-служба администрации городского округа Одинцово Московской области сообщила: «В музее-заповеднике Александра Сергеевича Пушкина заработала экспозиция, посвященная одному из величайших полководцев XIX столетия. На ней с помощью графических листов, редких книжных изданий, предметов обмундирования французской армии первой половины XIX столетия и декоративно-прикладного искусства воссоздается подробный портрет масштабной исторической личности Наполеона, его жизни и деяний».
В России почему-то всегда почитали Бонапарта, если не сказать – преклонялись. Даже вольнолюбивый и свободомыслящий наш гений Пушкин в 1821 году откликнулся на его смерть большой поминальной одой: «Угас великий человек… Наполеона грозный век…»
Безоговорочно считается, что Наполеон – великий полководец и деятель мирового масштаба. Поскольку Европа тогда и была всем миром. Во Франции он культовый исторический герой, первый в национальном пантеоне. Слава – всесветная. И в России – тоже.
А, к примеру, Румянцев и Потемкин во мнении россиян – это наши, так сказать, всего лишь местные. Россияне о них толком-то и не знают.
На самом деле, как часто бывает в исторических оценках, – все наоборот.
Вынесем за скобки субъективные и тем более полярные оценки, как-то: «Российская (Британская) империя – тюрьма народов» или «Российская (Британская) империя – оплот добра и света». Остановимся на том, что империи – факт мировой истории.
Румянцев и Потемкин были непобедимыми (и непобежденными!) полководцами, их свершения на государственной ниве – титанические. Вкратце: Румянцев и Потемкин триумфально завершили двухсотлетнюю (!) историю русско-турецких войн, остановили экспансию Османской империи, перед которой, как писал Маркс, трепетала вся Европа. Они раздвинули границы России до Черного моря на юге и до Днестра на юго-западе, освоили громадные пространства, основав города и села в безлюдных прежде краях. Они строили и оставили потомкам в наследство империю, которая существовала после них еще полтора века.
Что оставил Наполеон после 15 лет правления? (5 лет консульства и 10 – на троне императора.) Сокрушительное поражение, развалины, миллионы загубленных жизней. Что принес он народу Франции? Смерти и горе. За 15 лет наполеоновских войн Франция и ее страны-сателлиты потеряли до 2 миллионов солдат и мирных жителей. Во имя чего? За что? До полутора миллионов солдат и мирных жителей потеряли страны антифранцузской коалиции.
Об этом мало кто думает, особенно французы. Наверно, застит глаза и умы массово-люмпенский псевдопатриотический агрессивный восторг: «Мы всем показали!»
Что показали? Как шаромыжничать? Немногие знают, что русские простонародные слова «шаромыга» и «шаромыжничать» – французского происхождения. Отступающие наполеоновские солдаты, отбившиеся от своих частей, заблудившиеся, оборванные, холодные и голодные, забредали в русские деревни и просили поесть, обращаясь к бабам и мужикам с традиционным: «Шер ами…» («Дорогой друг…»)
С одной стороны, считается, что вся Европа ополчилась на революционную Францию. Конечно, европейская монархическая система была резко настроена против любых революций, готова защищать устои. Однако, пока французы-революционеры штурмовали Бастилию, рубили гильотиной головы аристократам, а потом и друг другу, Европа не вмешивалась. Никто не вторгался в пределы Франции, считаясь с понятиями о суверенитете и невмешательстве во внутренние дела. Хотя, конечно, были готовы: Австрия и Пруссия разработали планы интервенции. Но революционный Конвент первым, в 1792 году, объявил войну Австрии, затем – Голландии и Англии. Формулировка была: «За неприязненные действия». Видимо, под ними подразумевалась помощь французским аристократам, бежавшим из страны от гильотины. С тех времен практически все государства Европы, не завоеванные и не вошедшие в состав Французской империи, объединились в борьбе против Франции.
Да, Наполеон был талантливым военным. Жестким политиком, расчетливым интриганом, захватившим власть. Но, в принципе, любой генерал может совершить военный переворот в стране, охваченной революционной смутой. Примеров много, начиная с Древнего Рима. Да, Наполеон стал королем Италии, императором Франции, посадил брата на трон Испании, разгромил австрийские и русские армии под Аустерлицем, завоевал чуть ли не всю континентальную Европу, разбил русских при Бородине и взял Москву.
А потом что? Жалкое отступление.
В итоге – полное, сокрушительное поражение на европейском театре военных действий. Францию поставили на колени. И хорошо еще, что главы европейских государств не додумались до раздела страны на зоны оккупации. А ведь могли бы… на всякий случай, во избежание новой вспышки агрессии.
Вот итог правления Наполеона за 15 лет.
Тогда в чем секрет, на чем держится миф о Наполеоне и ему подобных?
На особенностях натуры человеческой.
Кто слышал, например, об Александре Флеминге? Он совершил переворот в медицине, изобрел первый антибиотик – пенициллин. Он спас и до сих пор спасает миллионы и миллионы жизней на всем свете. Однако о Флеминге знают лишь специалисты.
А вот если ты угробил миллионы людей, превратил в развалины города и села – тебя все будут знать и почтительно помнить.
Убей десять человек – прослывешь маньяком-выродком. Погуби несколько миллионов – станешь «историческим деятелем» или даже «выдающимся историческим деятелем».
Вот психология масс, психология человечества, которое живет достижениями Флемингов, но преклоняется перед Наполеонами.
Сергей БАЙМУХАМЕТОВ.