КАК ДЫШАТЬ?
Круглый стол «Чистый воздух городов 2030: миф или реальность?», организованный Счетной палатой, состоялся в понедельник на площадке МИА «Россия сегодня».
План по валу выступлений перевыполнен – шестнадцать докладчиков говорили в общей сложности почти три часа. Диалога как такового не получилось, каждый освещал свой сегмент ответственности так, чтобы выигрышно отразить свой вклад в национальный проект «Экология» и в его составе проект «Чистый воздух». Выступив, докладчик с чувством выполненного долга уходил заниматься более важными делами. Споров не было, да и дискуссии как таковой тоже. В речах сочеталось несочетаемое – алармизм безысходности будущего и отчеты по проделанной работе.
Росгидромет наращивает сеть наблюдения. Русал в отличие от других компаний не просто модернизирует действующие предприятия, но строит новые с производством на основе современных технологий. Газпром газифицирует страну и от этого в воздухе меньше твердых частиц, переносящих канцерогены и коронавирусы.
В Сбере доказали небольшую теорему: субсидирование процентной ставки дает максимальный эффект привлечения инвестиций, на рубль – десять. Прозрачность и эффективность отбора проектов уменьшает волюнтаризм со стороны государственных органов. Предложения направлены в правительство. В конкуренции определяется правильная цена денег. Сбер не боится конкуренции и готовит сервисы для клиентов-предпринимателей по моделированию зеленых проектов.
Известный городолог из ВШЭ Михаил Блинкин обоснованно сообщил, что Москва строится в корне неправильно по форме буквы W. Высотная застройка на периферии крайне неприятная вещь для чистого воздуха. Правильно строить колоколом с высотками в центре и понижением этажности к периферии. К тому же, в отличие от приспособленных для автомобильных поездок городов США, Москва имеет на один автомобиль всего двадцать квадратных метров асфальта. Пробка на века.
Задача сокращения маятниковых поездок на автомобиле на работу в центр города и обратно решалась. Происходил прирост платных пассажиров общественного транспорта за счет автомобилей. Ковид внес коррективы и сам Блинкин опять ездит на автомобиле. Большинство сотрудников института на удаленке, но для для закрепления человека на удаленной работе нужно иметь число комнат плюс один, а в Москве 0,5.
У людей дома просто нет условий для работы, у работника нет отдельной комнаты.
Прогрессивность Москвы в борьбе за чистоту воздуха доказал Борис Ревич, доктор медицинских наук и по совместительству Нобелевский лауреат 2007 года в составе Межправительственной группы экспертов по изменению климата. По стандартизованным показателям смертности Москва в самом низу. На графиках заболеваний органов дыхания и новообразований Москва тоже внизу.
Почему-то Нобелевский лауреат сопоставляет влияние канцерогенных твердых частиц в грязном воздухе с повышением смертности от ковида. Реакция такая же, как на мелкодисперсные частицы PM2,5 – цитокиновый шторм.
В остальном у Ревича получилось как-то все разумно и убедительно в оценках. Программа строилась несуразно, собирали мероприятия от предприятий без приоритетов. Может быть гигантский выброс с не очень опасными последствиями и рядом маленькое металлургическое производство с веществами высокого класса опасности. Недопустимая ситуация с Норильском, никто не знает, что там происходит. Печально в Чите. Особенности ландшафта Читы вызывают застой воздуха в городе. Очень важно, чтобы не был исключен Медногорск. Тяжелые металлы никуда не деваются, оседают в почве. Отсюда тяжелое положение со здоровьем детей в Медногорске.
Руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы Антон Кульбачевский оказался в меньшинстве со своим заявлением, что возможность чистого воздуха в городах – это не миф. Москва запустила уже пятьсот электробусов и вводит запрет на закупки автобусов с двигателями внутреннего сгорания. Московский НПЗ, Люберецкие очистные сооружения прошли модернизацию.
Нужны достоверные данные мониторинга, без них управленческие решения тяжело прогнозировать, принимать и проводить. Рискориентированный подход вывел из-под контроля ряд предприятий. Запрет контроля малого бизнеса привел к тому, что многие компании переформатировались, а выбросы увеличились.
Москва служит моделью для других городов и промышленных центров, – заключила выступление Кульбаческого модератор мероприятия, замдиректора НИИ «Центр экологической промышленной политики» Татьяна Гусева.
Начальник управления энергосбережения и экологии Газпрома Александр Ишков в прошлом десять лет руководил Москомприродой. По его данным, 92% городов дышит ненормативным воздухом. 56% населенных пунктов имеет выбросы предприятий.
Однако основную причину загрязнений воздуха Ишков видит в транспорте. В городах-миллионниках половина автомобилей должно быть на газе, если в городе триста тысяч жителей – то треть. На каждого москвича приходится 66 кг загрязняющих веществ в год, на петербуржца – 70. Перевод на газомоторное топливо снизил бы соответственно до 34 и 35. К тому же природный газ в два раза дешевле. Получается, что Кульбачевский прав со своими электробусами.
Председатель думского комитета по природным ресурсам Николай Николаев начал с указания на неадекватность подхода: говорим о выбросах, а главное – здоровье человека. Тема не абстрактная, вполне измеримая величина. 81.3 млн человек подверглись воздействию и потери составили 315 млн рабочих дней. Обычно говорим о промышленных предприятиях, но воздействие шире. Ущерб от лесных пожаров не учитываем, кроме 20 млрд руб. сгоревшей древесины. В зонах контроля до сих пор четыреста населенных пунктов, где дышат гарью.
Зоны контроля созданы для того, чтоб не тушить лес на этих территориях.
Николаев напомнил о призыве Путина отказаться от сверхпотребления в пользу достаточности. Для каждого из нас важно здоровье, потом экономика.
Картину в целом на фронте борьбы за чистоту воздуха обрисовала зампред Думы Ольга Тимофеева. По ее данным, в России загрязненным воздухом дышат 56 млн человек в 143 городах. Концентрация вредных веществ в атмосфере порою превышает норму в десятки раз.
«Воздух в промышленных городах не стал чище. Запущен федеральный проект «Чистый воздух», начался эксперимент по квотированию выбросов в 12 городах. Но пока они идут с большим отставанием от графика. До конкретных мероприятий по снижению выбросов дело не дошло. Города не получили ни копейки федеральных денег. Настораживают планы расширения списка городов и одновременно снижения финансирования. Сейчас в бюджете на 2021 год денег на проект запланировано на 65% меньше, чем было заложено первоначально. У нас уже был пример, когда не исполнялся закон о наилучших доступных технологиях и установке счетчиков на трубах-загрязнителях. Бизнес добился сдвижки всех сроков. Поэтому сегодня, чтобы не было вранья, чтобы проект выполнялся не на бумаге, а на самом деле, главная задача – наладить качественный мониторинг. И нам, как никогда, нужен закон об экологической информации. Законопроект Правительства дорабатывается в Госдуме ко второму чтению», – сказала Ольга Тимофеева.
Ольга Тимофеева была основным думским двигателем проектов по снижению выбросов в 12 промышленных городах и введения так называемых «наилучших доступных технологий» (НДТ). Другого пути не было. Судя по мероприятиям в Думе с участием блогерши Анны Шафран, полит-экологи при финансовой и юридической поддержке из-за рубежа заблокировали строительство в России новых производств на триллион рублей.
Осталась модернизация действующих производств и она очевидно успехом не увенчалась. Сегодня экология борется с экономикой и экономика побеждает.
Руководитель Росприроднадзора Светлана Родионова в своем эмоционально и убедительно объяснила, почему чистый воздух – это миф. В конце попыталась опровергнуть позитивными ячейкам, но тут убедительности не было. Выступление Родионовой стало ключевым и исчерпывающим. За те годы, пока толковища закапывалась в НДТ, квотное сокращение выбросов и ликвидацию законных свалок в пользу незаконных, можно было построить новые производства с чистыми технологиями и современные мусороперерабатывающие заводы. Кто вывел страну на путь торможения в 90-е? В новом веке на базе безработицы, фрустрации и безденежья создали целую армию борцов с развитием.
Мелких и средних аварий никто не замечал, кроме местных жителей. Крупные аварии позволили поставить вопрос ребром и преодолеть корпоративный диктат.
Думский коммунист Николай Коломейцев считает крайней Светлану Родионову. Особенно недоволен коммунист тем, что глава Росприроднадзора летала на аварию Норникеля самолетом Норникеля. Чего от нее ждать?
По словам Родионовой можно понять, она как руководитель проекта в роли основного виноватого, на самом деле оказалась крайней. Финансирование сократили на две трети. Государственная информационная система промышленности не заработала. Сводных расчетов нет. Но если они будут, все равно ничего не получим. Задержка из-за споров, кто потом будет уточнять и актуализировать сводные расчеты. У нас нет поддержки науки. Последние годы в угоду бизнесу снижали административное давление. Не поправили штрафы, они самые маленькие, смехотворные. Не нашли деньги на газомоторное топливо. По словам Родионовой, показателей 2021 года предприятия достигли, надо переходить с расчетных на фактические и прекратить торговаться. За десять лет даже самой слабенькой методики нет и соответственно нет нарушителей.
От замеров компании уводят предприятия на ремонт оборудования. Родионова летит в Красноярск и жители радуются: пару дней подышим чистым воздухом. Экология борется с экономикой и мы не имеем результата, когда экология это новая экономика.
С крупными компаниями глава Росприроднадзора диалог находит.
На заседании дискуссионного клуба «Валдай» 22 октября Путин сказал: «…Я бы расширил дискуссию и обсудил еще и такую важную задачу, как отказ от неумеренного, ничем не ограниченного сверхпотребления в пользу рачительной и разумной достаточности».
Вторая цитата: «Здесь уже накопилось критическое напряжение. Мы это видим по изменению климата. Эта проблема требует реальных действий и гораздо большего внимания, она уже давно перестала быть сферой отвлеченных научных интересов и затрагивает практически каждого жителя Земли».
Третья цитата и последняя: «Я говорил сегодня о проблемах самых разных, и, конечно, хочется верить, что, несмотря на все эти сложности, мир сможет консолидироваться и начать сообща бороться не со мнимыми, а с настоящими угрозами, успешно противостоять им, сможет отказаться в конце концов от эгоизма, алчности, бездумного… потребления».
Логика в борьбе за экологию отсутствует. Николаев едва ли не впервые поставил вопрос об очевидном вкладе лесных пожаров, которые нам велели не тушить и для этого создали «зоны контроля», на самом деле – бесконтрольности. Никто не задумывается над правом вмешиваться во внутренние дела под предлогом борьбы за здоровье населения с локальными загрязнениями. Как это ни дико звучит, даже искусственно спровоцированная авария ЧАЭС не имеет того глобального значения, которое было в ней запланировано. Достаточно разобраться в составе изотопов. В конце концов, не надо было ее устраивать. Авария Фукусимы из-за отсутствия защиты по технологиям США принесла вреда больше. Не надо было закрывать Байкальский ЦБК. Преступно было срывать планы Юрия Лужкова по строительству мусоросжигательных заводов.
Глобальными загрязнителями являются США и КНР. За ними подтягиваются Индия, Индонезия, Япония. Главным загрязнителем по размаху разнообразия и спектру отходов является абсолютный лидер в загрязнении информационной среды – США.
Вывернуто наизнанку любое дело, по декларациям благое. Мне не жалко Родионову, у которой нет даже поддержки науки. Но ведь не она же виновата, что управление наукой вычеркнуло крупнейшего генетика и эволюциониста Тимофеева-Ресовского. Именно он для исследования следа на Южном Урале основал и развил науку радиоэкологию. Безвредные изотопы позволяют отследить экологические цепочки. Я участвовал в таких работах в прошлой научной жизни. У современных политэкологов получается просто: вот завод и рядом озеро, завод надо закрыть.
Лев МОСКОВКИН