Международная политика стала почти «идеальной». Чем это грозит?
Всеобщая успокоенность может стать препятствием для любых изменений
Дискуссии во время ежегодной конференции клуба «Валдай» продемонстрировали, что международная политика подошла к своему идеальному состоянию – все страны в равной степени недовольны существующим собственным положением. Но при этом никто не возмущен им до такой степени, чтобы угрожать миру на планете. Это, конечно, прекрасно, потому что несколько раньше, когда США и Европа были полностью счастливы, ситуация выглядела гораздо более опасной. Однако нельзя забывать, что всеобщая удовлетворенность – наиболее сильное препятствие для изменений. Об этом сообщается на сайте-интернет издания «Профиль».
Россия стоит в этом ряду довольных чуть ли не на первом месте. Она больше не требует признания Запада. В нынешнем году Соединенные Штаты и Евросоюз окончательно развязали Москве руки в этом отношении. Россия спокойна и уверена в себе, ничего не просит и ни в чём не нуждается. Ещё один фактор – новые военные возможности, о которых часто говорит президент Путин. России никто не страшен до такой степени, что она может позволить себе ослабить контроль над периферией.
Китай, безусловно, испытывает дискомфорт от того, что ему обрезают доступ к технологиям и регулярно вмешиваются во внутренние дела. Но его основные геополитические противники – США и Европа – делают это вяло, не переходя в решительное наступление. Поэтому Китай постепенно приспосабливается к ситуации, когда Запад не помогает, а мешает его развитию.
Даже Дональд Трамп – это не революционный подход к мировым делам. При близком рассмотрении его политика по отношению к России или Китаю не идет ни в какое сравнение с тем, как американцы давили на СССР в годы холодной войны. Если новым президентом станет Джозеф Байден, то наступательной энергии у США лишь убавится. Растут внутренние проблемы и национализм – какая может быть в подобных условиях революционная внешняя политика?
В чем же тогда кроется основная угроза? Британский политический философ Эдвард Карр писал накануне Второй мировой войны, что неспособность лидеров признать наступление нового – самая важная причина конфликта. Но в условиях всеобщей относительной удовлетворенности эта неспособность является объективной, поскольку никто не ставит перед державами постоянного статуса вопрос о том, что альтернатива изменениям – война.
При этом новые вызовы – кризис мировой экономики или изменение баланса сил, технологическое развитие и климатические проблемы – по-прежнему требуют решения. Рано ли поздно эти проблемы могут стать настолько невыносимыми, что даже самые довольные жизнью страны начнут на них реагировать. Но отсутствие причин для того, чтобы создавать новый международный порядок, – лучшая гарантия того, что сотрудничать они и не научатся.