ОДНАЖДЫ В ЯСНОЙ ПОЛЯНЕ…
В Московском театре «Школа современной пьесы» поставили одну и самых востребованных пьес последних сезонов – «Толстого нет» Ольги Погодиной-Кузьминой, основанную на подлинных архивных документах. С инициативой поставить спектакль именно в этом театре пришел молодой режиссер Александр Созонов, «присмотревший» в труппе замечательную актрису Ирину Алферову и увидевший в ней исполнительницу главной роли – Софьи Андреевны Толстой. Именно этот образ стоит в центре событий, происходивших незадолго до ухода главы семейства из легендарной Ясной Поляны.
Вместе с художником Лилией Хисматуллиной режиссер использовал особенности интерьеров зала «Эрмитаж»: в зеркальных нишах благодаря современным технологиям возникают пейзажи и портреты участников драмы. Режиссер выстраивает действие спектакля вдоль знаменитого зала «на Трубе»: длинный подиум делится на три пространства – гостиная, веранда, сад. Льва Николаевича нет, но его присутствие ощущается постоянно. Все разговоры и действия участников истории крутятся я вокруг его имени и его завещания.
Мы застаем Софью Андреевну за шитьем на веранде. Она в добром расположении духа. Но недолго длится ее хорошее настроение. Дочь Саша привела знакомиться нового секретаря, которого, как подозревает Софья Андреевна, заслал ненавистный ей Чертков для давления на Льва Николаевича. Интрига в том, что гений под напором этого самого Черткова желает отдать все права на свои сочинения именно ему. Толстой считал, что обязан свои литературные труды подарить народу. История, как известно, это завещание гения практически осуществила. Это мы, сегодняшние, понимаем. А тогда в Ясной Поляне страсти по наследству ох как кипели…
Все участники истории еще при живом супруге и отце семейства никак не успокоятся. Неприятно слушать речи сыновей гения, обуреваемых страхом лишиться наследства. Лев Львович (Павел Дроздов) буквально изводит мать своими требованиями. Готов поскорее продать все труды отца за миллион. Другой сын Илья Львович (Илья Мамонов) все время стенает о том, как тяжело живется, как нужны деньги. Дочь Саша (Татьяна Циренина), всецело предана отцу, и готова бороться с родной матерью за его идею, унижать и насмехаться над ней.
В центре этой коллизии Софья Андреевна, и в исполнении Ирины Алферовой она не может не вызывать сочувствия. Мягкая, ироничная, любящая своих непутевых детей, обожающая своенравного супруга, совсем эта Софья Андреевна не похожа на ту на грани нервного срыва, издерганную, мстительную стерву, какой она виделась окружению Толстого. Легенда о ее коварстве поддерживалась искусственно. Ведь в спектакле все речи скомпилированы из писем, документов, мемуаров. И не предстает она совсем такой уж зловредной старухой, охотницей за богатством.
Актриса уловила и сумела передать и ее женскую манкость, и романтическую натуру, и талант. Только вот жизнь подкинула ей жестокий сценарий. Почти полвека рядом с гениальным эгоистом, ревнивцем, моральным тираном. Взвалила на себя все хозяйство, родила тринадцать детей, шестерых из которых похоронила. Как можно в чем-то упрекать эту великую женщину? Да, она любила и оправдывала своих неталантливых детей, да, считала, что нельзя обкрадывать семью ради эфемерных идей, терпеть не могла толстовцев. Боролась как умела, как могла, и ничего не добилась. Как сказал ей сын, ты осталась без всего…
Софья Андреевна-Ирина Алферова – центр спектакля, его душа. И когда тяжелой поступью где-то рядом, невидимый, уходит ее обожаемый Левушка, она остается в интерьере Ясной Поляны как один из экспонатов мемориального музея с табличками, огороженная бархатными загородками. А все герои спектакля каждый на свой лад читают гениальные страницы романов ее мужа, которые она порой по сто раз переписывала своей рукой, которые прошли через ее истерзанное сердце.
Ирина ШВЕДОВА.
Фото Александра ИВАНИШИНА (предоставлены пресс-службой театра «Школа современной пьесы»).