ПОДКАСТЫ VS РАДИО
Международный день прекращения безнаказанности за преступления против журналистов в понедельник, 2 ноября, МИА «Россия сегодня» отметило проведением Международного форума русскоязычных вещателей.
Международные мероприятия МИА РС в любом раскладе несут ценную информацию по реакции разных стран на общую напасть пандемии, универсальных причинах инфодемии и первичности самых неожиданных факторов в том, что мы склонны воспринимать как неизбежное зло.
Мероприятие в Большом заде МИА РС продолжалось целый день и состояло из трех частей: приветствий, дискуссии по подкастам и искрометного диалога модератора Андрея Быстрицкого с телеведущим Первого канала Александром Кузичевым.
В моем восприятии, не ошибается Кузичев. Занимаясь боксом, телеведущий отдает себе отчет, что если даст волю себе в эфире, на этом его убедительность закончится. Адекватно имиджу, он должен уговаривать участников не бить друг друга ногами, хотя для зрелищности именно это ему и нужно. Хоть тресни, нужно столкновение точек зрения.
Телеведущий приговорен защищать плоды своей наблюдательности. Судя по его рассуждениям в эфире МИА РС, существует два имиджа России – злобная орда в глазах Запада и хранитель традиционных ценностей по сути. По ходу пьесы выяснилось, что образов России много. Россия 90-х отмечена попыткой встать в общий хоровод, отбросив свои ценности. На форуме присутствовало несколько сторонников такой модели, в том числе представители «Эха Москвы».
Как ни странно, молодой товарищ из зала по имени Максим сквозь поколенческий разрыв сохранил внутренний имидж России как компанию пьяных мужиков. Старшие товарищи не могли молчать и наперебой принялись делиться личными воспоминаниями. По словам Быстрицкого, компания пьяных мужиков на Мальдивах, включая пьяную толстушку в цветастом платье, рухнувшую в бассейн, вела себя совершенно по-русски. Но Быстрицкий с удивлением узнал, что компания вовсе не русская, а British Airways.
Кузичев обобщил: компания пьяных мужиков – это, по степени вероятности, на первом месте немцы, затем англичане и русские на третьем, куда ж без этого.
Что такое подкасты, я до сих пор не понял. Из дискуссии встала во весь рост идеологически непримиримая война принципиально нового формата в виде компактного продукта отсроченного пользования с радийным эфиром. Радио пытается догонять, но подкастеры взяли вожжи в руки и понеслись. Объявили свой продукт нативным. Что означает сей биологический термин, в медиаиндустрии не знают, но смутно чувствуют: делают что-то не то, глубоко отставшее от современности.
На курсах подкастеров учат не столько делать подкасты, сколько воевать с радио. Каждый понимает, главное медиаконтент. Однако конкуренция за наши уши свелась к борьбе форматов. Формат в журналистике может совпадать с жанром, а может и нет, потому что в нем главное то, что отформатированный продукт ликвиден. Его можно продать потребителю на деньги рекламодателя.
Новое слово необходимо для дистанцирования от действующих проектов.
В неявной форме из буйства подкастов встала все та же война цивилизаций, которая до них шла в подавлении традиционных национальных СМИ глобализованными новыми медиа.
Инфодемия коронавируса заставила перевернуть представления о добре и зле. Привычные схемы сломались и информация может проклюнуться где угодно.
Пока участники форума спорили, как нам реорганизовать отечественный подкаст, ВГТРК объявила о запуске единой диджитал-платформы «Смотрим», в том числе для распространения подкастов и др.
Ход дискуссии неявно отражал две универсальные тенденции русскоязычного вещания. С одной стороны, подавление русского языка и вещания на нем. С другой – отсутствие информации за пределами вещания на русском. Как всегда, термин soft power русскими применяется неадекватно, им просто непонятно, что англосаксы вкладывают в него ту же войну, только неявными способами. Однако общепонимаемо, что их силе противостоит наша смекалка. Об этом говорит опыт пяти лет вешания из Лондона Matryoshka Radio London.
Представители Матрешки Кирилл Комаров и Николай Крупатин рассказывали чудеса, как им удалось обыграть в Лондоне национальных вещателей исключительно с помощью смекалки и математического ума, в том числе по части сохранения рекламного источника финансирования.
Для завершения Быстрицкий с Кузичевым пришли к выводу, что власть в России не противопоставлена народу, как нам о нас рассказывают.
И народ выходит из ситуации так же, как в школе стенгазету делали.
Наша ошибка, что мы не подчеркиваем горизонтально вертикальную солидарность.
Лев МОСКОВКИН.