100 ЛЕТ НАЗАД ЗАКОНЧИЛАСЬ ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА. ЧАСТЬ 5

После октябрьского переворота в Петербурге, когда в Ташкенте начались уличные бои между сторонниками большевиков и сторонниками Временного правительства, мусульманский Краевой Совет в них не участвовал. И когда начались сражения уже в рамках Гражданской войны, основное местное население оставалось в стороне, удивляясь и констатируя: «Русские с русскими воюют».
Если в любой стране революция и гражданская война – сложное переплетение событий, групповых интересов, то на среднеазиатских территориях Российской империи – калейдоскоп.
Собственно, жизнь там и до того была калейдоскопом, но – мирным. Огромные территории, пестрый этнический состав, сложная административная система, когда наряду с генерал-губернаторствами в Российскую империю на вассальных правах входили отдельные государства – Бухарский эмират и Хивинское ханство. Обстановка – спокойная, чему немало способствовали феодальные традиции и феодальный уклад жизни. Огромное значение имело, что российский колониализм был особый – имперская власть не покушались на веру, язык, обычаи, образ жизни, образование. На уровне волостей было свое, национальное, самоуправление. Более того, по договору население национальных окраин не призывалось в армию и не участвовало в боевых действиях в случае, если Россия вступала в войну с каким-либо другим государством. Из-за нарушения этого договора и вспыхнуло восстание 1916 года, кода власть объявила мобилизацию – пусть даже и на тыловые работы. Положение усугубилось тем, что у местного населения стали отбирать земли для вновь прибывших русских переселенцев, реквизировать продовольствие. Восстание охватило тогда огромные территории и длилось полгода, с тысячами жертв с обеих сторон.
В докладе специальной комиссии на закрытом заседании Государственной думы 13 декабря 1916 года депутат Керенский говорил:
«Причиной всего того, что произошло в Туркестане, является исключительно центральная власть, объявившая и проведшая в жизнь беззаконное Высочайшее повеление беззаконным порядком, с нарушением всех элементарных требований закона и права. Это они (указывая на членов правительства) являются виновниками того, что разрушили эту цветущую окраину…»
Аборигены удивлялись: «Русские с русскими воюют»
Тем не менее, жизнь успокоилась и продолжалась. Пока не грянули Февральская и Октябрьская революции 1917 года. К Средней Азии вполне подходит определение из советских учебников: «Триумфальное шествие Советской власти». И осуществляло это шествие русское население – при некотором участии местных представителей состоятельных сословий. Например, лидер бухарских коммунистов и председатель Совнаркома Бухарской Народной Советской Республики Файзулла Ходжаев – сын миллионера, а первый председатель Центрального исполнительного комитета (ЦИК) Хорезмской Народной Советской Республики Ата Максум – мулла.
В Ташкенте, главном городе Туркестана, еще в феврале 1917 года власть перешла к городскому Совету, в котором главную роль играли большевистски настроенные железнодорожные рабочие (русские) и солдаты (русские). Оппозицию им составлял Краевой Совет, верный Временному правительству. А еще был Краевой Совет мусульманских депутатов – местная этническая интеллигенция.
После октябрьского переворота в Петербурге, когда в Ташкенте началась уличные бои между сторонниками большевиков и сторонниками Временного правительства, мусульманский Краевой Совет в них не участвовал. Большевики победили. В Ташкенте была образована Туркестанская Советская Республика.
И когда начались сражения уже в рамках Гражданской войны, основное местное население оставалось в стороне, удивляясь и констатируя: «Русские с русскими воюют».
Так, например, было в Асхабаде (ныне Ашхабад – столица Туркменистана), где в июле 1918 года восставшие рабочие свергли власть Советов. Русские рабочие здесь жили хорошо, получали высокую зарплату, и большевиков не поддерживали. Эсеры и меньшевики провозгласили Закаспийское Временное правительство. Затем власть перешла к Комитету общественного спасения. Яркая, экзотическая деталь в общей картине – и без того яркой, экзотической: по просьбе Закаспийского Временного правительства здесь дислоцировались подразделения Британской армии – эскадрон 28-го конного полка, батальон сипаев из Пенджабского полка, несколько рот Йоркширского, Хемпширского пехотных полков и 4-го гуркхского стрелкового полка. (Ушли в апреле-июле 1919 года.)
Сипаи – индийские солдаты, гуркхи – непальские солдаты в Британской армии. С 1924 года 4-й гуркхский полк стал называться «4-й собственный принца Уэльского гуркхский стрелковый полк». На современной фотографии, 2019 года, Чарльз, принц Уэльский, награждает солдат своего полка, вернувшихся из Афганистана.
А на снимке столетней давности, 1919 года – офицеры 4-го гуркхского полка в пустынных горах близ Красноводска (ныне город Туркменбаши, Туркменистан), там, где происходят действия знаменитого советского фильма «Белое солнце пустыни»… (О, пути истории!)

Туркестанская армия Вооруженных сил Юга России под общим командованием генерала Деникина насчитывала 9000 штыков и сабель. Дислоцировалась в Закаспийской области с центром в Асхабаде. На Западе – Каспийское море, на востоке – Бухарский эмират и Хивинское ханство, на севере – Уральская область. Предполагалось наступление на Ташкент (столицу Туркестанской советской республики) и Верный (столица Семиречья). Но войска Красной армии в боях с июня 1919-го по февраль 1920 года фактически уничтожили Туркестанскую армию белых. 9 июля 1919 года был взят Асхабад, а 6 февраля 1920 года – Красноводск.

Остатки Туркестанской армии эвакуировались через Каспий в Дагестан.
Одновременно и параллельно были уничтожены и вытеснены за границу казачьи формирования атамана Дутова в Оренбуржье и атамана Анненкова в Семиречье.
На том в Закаспийской области и в Средней Азии закончилась Гражданская война как боевые действия регулярных армий.
Не было там объединенного антибольшевистского фронта, как в европейской части России под началом Деникина и Врангеля. Там – совсем другая обстановка, начиная с безмерных пространств. От Оренбурга, центра Оренбургского казачьего войска, до столицы Семиреченского казачества города Верного (ныне Алмата) – 2 500 километров. Это почти в два раза больше, чем от большевистской Москвы до врангелевского Симферополя. Тем более, часть оренбургских казаков атамана Дутова перешла в Красную армию, а атаман Анненков демонстративно не подчинялся Колчаку, и лютая, патологическая жестокость анненковцев только множила ненависть к ним русского населения и пополняла ряды красных.

Тем более – не было общего фронта аборигенных, коренных народов Средней Азии и Казахстана против Советов. Прежде всего потому, что местные люди не очень-то и различали, кто есть кто в борьбе «этих русских». Да и не было здесь однородного населения. Ферганская долина и казахстанское Семиречье, туркменская пустыня и таджикские города, узбекские оазисы и бескрайние степи – отдельные миры. У тюркоязычных кочевников пустыни туркменов мало общего с тюркоязычными оседлыми узбеками, тем более, с ираноязычными таджиками-персами.
У всех – своя жизнь.
Сергей БАЙМУХАМЕТОВ.
(Продолжение следует.)
На снимках: Парад Красной армии после вступления в Асхабад, 1919 год; Чарльз, принц Уэльский, награждает солдат своего полка, вернувшихся из Афганистана, 2019 год; офицеры 4-го гуркхского полка в пустынных горах близ Красноводска (ныне город Туркменбаши, Туркменистан), там, где происходят действия знаменитого советского фильма «Белое солнце пустыни»; парад Красной армии в Красноводске, февраль 1920 года; командование Туркестанского фронта Красной армии. В нижнем ряду, второй слева – Петр Благовещенский, далее – Григорий Сокольников, Михаил Фрунзе, Валериан Куйбышев, Юсуф Ибрагимов.