Константин Крюков, рассказал как он стал князем Андреем Курбским
Известный актер рассказал о съемках сериала “Грозный” и о том, как переживает пандемию
На телеканале «Россия» готовится премьера телесериала «Грозный» — одно из самых ожидаемых культурных событий года. В фильме заняты многие известные актёры
Сочувствую князю Курбскому
— Константин, вы играете исторического персонажа. Иногда его называют предателем. А каков в вашем исполнении и понимании князь Курбский?
— Начиная готовиться к съёмкам, я выяснил, что сохранилась переписка Курбского с Грозным. Поэтому своё понимание этого героя я формировал, читая их беседы. Курбский — приспешник Ивана, с которым они были вместе практически с детства. Единственный из первой когорты царских приближённых, которому удалось бежать, тем самым сохранив себе жизнь. Знаю, что существует много споров о том, сохранил ли он, помимо своей жизни, ещё и честь. Я, прочитав переписку, понял, что сочувствую князю Курбскому и считаю, что он поступил правильно. У него достаточно много вполне справедливых претензий к царю, в отличие от царя, единственная претензия которого к князю заключалась в том, что тот не исполнил его волю и не пошёл на собственную казнь.
— Расскажите, пожалуйста, о съёмках. Где они проходили?
— Работа над сериалом началась до весеннего карантина. Я очень внимательно всё продумывал: как князь ходит, как он говорит, как он смотрит, какой у него статус по отношению ко всем остальным вокруг. Но прошло два съёмочных дня, и нас всех закрыли по домам. Я был рад вернуться к работе летом.
В основном всё снималось в павильонах «Главкино», где построили много интересных исторических декораций. Очень необычное ощущение: выходишь из павильона и вдруг оказываешься в реальной жизни. Были у нас и натурные декорации. Например, неподалёку от нашего павильона снимали сцену, в которой я выезжаю на лошади на центральную площадь. Это было интересное погружение: лошадь, запахи, все люди вокруг в костюмах…
— Что больше всего запомнилось?
— У меня есть несколько сцен, в которых я играю пожилого Курбского: он сидит и рефлексирует у себя в княжестве Литовском. Я не впервые играю старика, но с таким количеством силиконовых накладок ещё не сталкивался. Перед съёмками для меня специально делали силиконовые слепки. Интересно, что, когда они наложены, сохраняется мимика и даже взгляд меняется в зависимости от настроения. Мне было интересно почувствовать себя старым, сморщившимся, грустным взрослым человеком, отлучённым от родной страны. Вот такой необычный опыт собственной внутренней жизни.
Интервью с Нью-Йорком и йоркипу
— Вы упомянули о весеннем карантине. Тяжело ли было его пережить?
— Нет. Во время своего первого домоседства я понял, что моя жизнь особо не изменилась. Когда у меня нет работы, я провожу время примерно так же. У меня узкий круг общения, и я чаще бываю дома, чем где-либо ещё. К тому же как тогда очистился московский воздух! Я живу в центре Москвы и давно не помню такого свежего воздуха за окном. Плюс удивительные аудиальные ощущения. Мы привыкли к круглосуточному шуму вокруг, и вдруг ты узнаёшь, что, оказывается, где-то рядом есть церковь, и она колоколит… Были и разные приятные бытовые и творческие открытия.
Ты никуда не ездишь, но жизнь вроде как не прекращается. Поэтому постепенно ты учишься самого себя снимать, потом монтировать, озвучивать. Один раз мы с моей подругой из Нью-Йорка смонтировали целое интервью. Выверяли ракурс, интерьеры, чтобы они были схожи, она записывала вопросы, я — ответы. В итоге получилось и правда похоже, что два человека сидят друг напротив друга и мило болтают!
А ещё в начале карантина к нам приехал пёс и мы стали счастливыми собачниками. У нас появился новый член семьи, и нам было хорошо. Правда, потом возникла проблема: он привык всё время быть со мной и с моей женой и теперь не совсем понимает, как оставаться одному.
— Я обратила внимание, что фотографии вашей собаки теперь регулярно появляются у вас в блоге в «Инстаграме». Что это за порода?
— У него сложная порода. Мама — йоркширский терьер, а папа — пудель, то есть папа умный, а мама красивая. Таких собак разводят мои друзья: гибрид пуделя и некоторых других пород. Наш называется «йоркипу». У Фёдора Сергеевича (Бондарчук — дядя актёра. — Ред.) — лабрадудль, это гибрид пуделя и лабрадора. Он раз в шесть больше, чем наш йоркипу. Когда они друг друга увидели, у обоих на мордах было написано недоумение. Большой удивился, как можно быть таким маленьким, а маленький — как можно быть таким большим.
Профессия геммолога пригодилась
в жизни
— По первому образованию вы геммолог — специалист по драгоценным камням. Почему выбрали такую необычную профессию?
— У меня этим занимался отец. К тому же мне очень хотелось быстрее пойти работать, а не просиживать в школе. Хотелось зарабатывать деньги и быть более самостоятельным. Для молодого парня это очень характерно.
— Но вы не только дипломированный геммолог, а ещё окончили юридическую академию…
— Все знания универсальны и друг другу помогают, а дисциплина, которую ты выносишь из одной профессии, всегда может пригодиться в другой. Мне лично очень пригодилось геммологическое образование именно потому, что оно очень дисциплинирует. Работа с камнями — очень строгая, она не терпит ошибок. Кстати, я продолжаю заниматься камнями и их продажей, а когда у нас был ювелирный бизнес, помогали все полученные знания: и юридические, и творческие, и в сфере живописи, которой я учился в своё время.
— В детстве вы окончили школу экстерном и в юном возрасте стали студентом. А вы следите за тем, как учится ваша дочь?
— Я счастлив от того, что моя дочь сама очень любит учиться и следить за ней не нужно. Сейчас ей 13 лет, и она всячески пытается совершенствовать свои способности, причём это её личная инициатива. А вообще, современные дети живут в такое странное и интересное время, когда перед ними не стоит проблема выбора одной-единственной профессии и одного пути, как это было у наших родителей. Мне кажется, что сейчас важнее всего давать детям мобильность и разбрасывать их по нескольким совершенно разным средам обучения — и техническим, и гуманитарным. Не зря ведь прогнозируют, что в будущем людям придётся в течение жизни менять несколько профессий, потому что они будут быстро устаревать. Так что тот, кто научится быстро адаптироваться, в итоге и выиграет.
Беседовала Елена ХАРО