СЕРГЕЙ МАКОВЕЦКИЙ: ИВАН ГРОЗНЫЙ, СОВЕРШАЯ ВЕЛИКИЙ ГРЕХ, МУЧИЛСЯ СИЛЬНО
Вчера поздно вечером на телеканале «Россия» стартовала премьера грандиозной исторической драмы «Грозный». Создатели сериала пообещали воссоздать на экране – подлинную историю, аутентичный колорит эпохи. Для этого в кадр были привлечены сотни актеров массовых сцен, сшито около тысячи костюмов, создано 400 пластических образов. Все это переносит зрителя в XVI век – период исторических потрясений и неистовых человеческих страстей.
Не секрет, что Иван Грозный – один из самых обсуждаемый и осуждаемых государей в русской истории. Масштабы его политических достижений всегда заслоняли живого человека, а вошедшая в народную память беспримерная жестокость словно исключала для создателей ленты возможность более сложного взгляда на характер. Так что сериал «Грозный» в каком-то смысле – довольно смелая попытка разобраться в истоках поступков Ивана IV.
Сценарий картины написал молодой российский сценарист Тимур Эзугбая. Его консультировали профессор исторического факультета МГУ, заведующий кафедрой русской истории Николай Борисов и заведующий кафедрой церковной истории Московской Духовной академии Алексей Светозарский.
– Исторический Музей и Оружейная Палата – обязательные места для посещения во время работы над таким проектом, – рассказывает сценарист. – Но самым значимым для меня стал Архангельский собор. Я хочу сразу откреститься от всяческой мистики, но мне было важно, прежде чем написать хотя бы одну реплику, побывать там, где похоронен царь Иван Васильевич. Там же покоится князь Владимир Старицкий, который в сюжете фильма играет важную роль. Недалеко – подвалы разрушенного Вознесенского монастыря, где захоронена царица Анастасия. Опять же, без всякой мистики – находясь около погребений тех, в чьи судьбы ты намерен погрузиться, нельзя совсем уж ничего не почувствовать. Это хорошее напоминание самому себе, что ты пишешь не об именах из учебника, а о живых людях, которые вершили историю. И это, как минимум, напоминает об ответственности.
В картине занято целое актерское созвездие, а роль Ивана Грозного исполняют сразу два блестящих артиста – Сергей Маковецкий и Александр Яценко.
– Главное, что отличало Иоанна Васильевича, – считает Сергей Маковецкий, – как он говорит, “лютый зверь во мне сидит, да одолеть не могу”. Он прекрасно понимал, что совершает великий грех и ничего не мог с собой поделать, и мучился сильно. Мы старались показать этого человека, которого раздирают две абсолютные противоположности – грех страшный и страх Божий – все это вместе у него соединялось. И я его за то люблю, что в нем очень много человеческого. Ну, кто из нас, обывателей, не скажет себе самому: “зверь лютый во мне сидит, да одолеть не могу”? Совершил что-то нехорошее, да не знаю, как извиниться. Многим сложно себе в этом признаться, а ему нет. Другой вопрос – что он не может в себе это преодолеть. Знаете, когда человек теряет любимого первенца, а потом любимую жену, которую отравили, и ему кажется, что вокруг заговоры, измена… А у него на плечах держава. И осознание этой миссии самодержца было во главе его существования. Если он молил Бога, то говорил: “Об одном молю – чтобы Господь не сделал за мои прегрешения рабства страны моей”. Вот такая у него основная молитва к Господу, не о здравии своем собственном. Я даже не претендую на то, чтобы сотворить Иоанна Васильевича. Но, может быть, хоть на какую-то йоту приближусь к пониманию, что его мучило, к масштабу этой личности.
А для Александра Яценко Иван Грозный – уже второй по счету царь, которого он сыграл. До этого был Петра III в “Екатерине”.
– Тот был веселый, а этот грустный и грозный, – размышляет Александр Яценко. – Постепенно в фильме я плавно превращаюсь в Сергея Васильевича Маковецкого, а вот у него уже из пальцев молнии летают. Нет, Иван IV мне не страшен, он мне симпатичен. Мне кажется, вообще нелегко какой-то властью обладать. Это, наверное, самое тяжелое, что может быть. Я, может быть, хотел бы сняться в фильме, где я сыграл бы абсолютно счастливого монарха, который был бы при власти, и народ был бы довольным, и он сам бы жил в любви и счастье. Но понимаю, то такое невозможно. Поэтому у нас все по-настоящему: власть – тяжелая ноша.
Атрибутом эпохи Ивана Грозного являются внутренние восстания и битвы с внешним врагом. Кроме Московского восстания 1547 года и похода на Москву крымского хана Девлет-Гирея 1571 года , любители батальных сцен в этом фильме впервые увидят картину битвы при Молодях 1572 – одну из важнейших военных побед русского войска.
Ее снимали под Москвой, возле аэропорта Домодедово, построив укрепления – Гуляй-город, который не смогли взять крымчаки. Оружие и обмундирование в сцене соответствуют историческим описаниям: тут и пищали, и ружья и пушки, и калканы (татарские щиты), а таже бердыши, копья, кольчуги из кованых пластин.
Жестокое сражение, в ходе которого русские конники наносят фланговый удар по крымчакам, и те бегут, приняв не большой отряд за огромное войско, создавали силами группы из 30 каскадеров под руководством легендарного постановщика трюков Виктора Иванова, снявшегося в более чем 200 российских фильмах. Виктор работал со Стивеном Спилбергом и Полом Андерсоном, получил приз профсоюза актеров и каскадеров Голливуда за работу в фильме «Ультиматум Борна» и приз всемирной академии каскадеров «Taurus» за фильм «Превосходство Борна».
– В знаменитой битве при Молодях, – рассказывает каскадер Виктор Иванов, – участвовало 27 тысяч русских воинов и более 40 тысяч татарских. В битве на васильковом поле нас было намного меньше: переодевались и переклеивали бороды по два раза в день – то крымчак , то опричник, то ополченец. Чтобы задымить лагерь, взрывали пороховые запасы. Четыре дня в адском дыму пролетели незаметно. Большую часть боя снимали полной группой. Бой получился на славу: порох и огонь создали атмосферу ада
– Действительно: лошади, оружие, огонь, взрывы, актерские сцены – все это безумно сложно распределить. Когда такие сцены снимаются, у меня всегда ощущение, что все это ведет какая-то нездешняя сила, – вторит Виктору Иванову художник-постановщик Евгений Качанов.
Кстати, натурная декорация средневековой Москвы перекочевала в эту картину из «Годунова», но с серьезными изменениями, соответствующими исторической правде. Например, Лобное место при Годунове было каменным, а для эпохи Ивана Грозного его сделали из бревен. Кремлевские стены были «красные», а при Грозном беленые. Тем не менее, законы кино требуют своей меры условности: царские палаты в картине шире и просторнее, чем были во времена Ивана Грозного – иначе не сможет разместиться съемочная группа
– Я смотрю на эту декорацию и сказать, что это декорация, у меня не поворачивается язык, – комментирует Сергей Маковецкий. – Это что-то многовековое, будто сделано в XVI веке. А резьба на полу, а ручная роспись!
Еще один потрясающий мастер работал над этим фильмом – прославленный российский композитор Эдуард Артемьев. Ему помогали Артем Васильев и Дмитрий Емельянов. В основе партитуры «Грозного» лег гибридный принцип – микс из оркестровой музыки, хорового и вокального пения, электронных синтезаторов и этнической музыки, в том числе турецкой. Кроме того, зритель услышит элементы музыкальных сочинений самого Ивана Грозного. Его стилизованные стихиры легли в основу произведения, записанного с Государственной академической хоровой капеллой России имени. А. А. Юрлова, которой дирижирует народный артист России Сергей Скрипка.
– Мне хотелось сочинить что-то красивое, исходя из моих личных ощущений – от истории, от эпохи, – рассказывает Эдуард Артемьев. – Конечно, музыкальная композиция не может сравниться с величием царя, но у меня и не было такой задачи. Прежде всего, я хотел при помощи музыки показать Грозного человеком. Для меня это великий русский царь, который заложил основу нашей великой страны, создал самое могущественное на континенте государство. Безусловно, это грандиозная историческая фигура. Мне самому очень интересно посмотреть, что получилось, как наложилась мелодия на картину.
Что ж, нам тоже очень интересно посмотреть, что у создателей картины в итоге получилось. Тем более, что в фильме заняты замечательные артист Виктор Сухоруков, Антон Феоктистов, Артем Ткаченко, Владимир Симонов, Владимир Стеклов, Игорь Миркурбанов, Виктор Добронравов, Людмила Полякова, Виталий Хаев, Милена Радулович.
Елена Булова