Лев Московкин. Солнце, ветер, водород – славный будет заворот
День работников нефтяной и газовой промышленности отмечают сегодня, 5 сентября. В нефтегазовой отрасли работает полтора миллиона человек, и они создают пятую часть ВВП России. В прошлом веке ехали осваивать недра романтики, которым приходилось жить в палатках, в вагончиках. Сейчас условия вполне комфортные, и работа престижная. Конкурс в колледжи на рабочие специальности — пять-шесть человек на […]
Сообщение Лев Московкин. Солнце, ветер, водород – славный будет заворот появились сначала на Московская правда.
День работников нефтяной и газовой промышленности отмечают сегодня, 5 сентября. В нефтегазовой отрасли работает полтора миллиона человек, и они создают пятую часть ВВП России. В прошлом веке ехали осваивать недра романтики, которым приходилось жить в палатках, в вагончиках. Сейчас условия вполне комфортные, и работа престижная. Конкурс в колледжи на рабочие специальности — пять-шесть человек на место. Растет число сдающих ЕГЭ по физике, без которого не поступишь в инженерный вуз.
Но все это оказалось под угрозой. Президент Российского газового общества Павел Завальный нарисовал будущее — светлое газовое и ослепительное водородное.
Каменный век прошел, потому что камни закончились. Нас ждет безуглеродная энергетика. Наступает новая эпоха энергетического перехода на Солнце, ветер и водород.
Правда, человек, который все это живописал, сообразно своему статусу в Госдуме, сам не понимает, как это возможно. Я тоже не понимаю, и поэтому не могу себе позволить напрямую ссылаться на источник путаной информации, он будет приведен ближе к концу.
К тому же его волнует совсем другое. Приходится выполнять поручение президента о бесплатной газификации населения и искать способы на кого-то свалить затраты Газпрома.
Европа зависла в играх между Москвой, Вашингтоном и Киевом. При потреблении газа на пике в двести миллиардов кубов подземные хранилища на сто миллиардов кубов за два месяца до начала отбора заполнены на 60%. Цена на газ подскочила в три раза. Германия полностью отказывается от атомной генерации. Франция пока не отказывается, а снижает.
При этом звучат заявления о достижении энергонейтральности. Это означает либо переход на возобновляемые источники ветра и Солнца, либо получение водорода с утилизацией производимой углекислоты. Можно гидролизовать воду, и это очень дорого. Можно получать водород из метана и углерод обратно закапывать.
Что касается ветра или Солнца, источники нестабильные и надежных накопителей для них нет. От ветряков все черви из земли вылезут, приходится продвигать их в море. Но море оказалось не безгранично.
Водородное будущее может стать в полном смысле слова ослепительным. Водород интенсивно продвигал в качестве топлива в блокадном Ленинграде лейтенант-изобретатель Борис Шелищ. Из этого ничего не получилось — из-за взрывоопасности.
Для энергетики это, конечно, заманчиво, 10% водорода в метане снижает выбросы углекислоты вдвое. В перспективе — полная замена. Но от водорода стальные трубы становятся хрупкими и их надо обрабатывать изнутри.
Планы по введению трансграничного углеродного налога во исполнение Парижского соглашения, очевидно, обрадовали главу Сбера Германа Грефа, поскольку население станет как минимум вдвое беднее. Углеродный налог планируется как естественное продолжение инфодемии с последующим повышением цен на металл, дерево и морковку. Почему-то считается, что экономика от этих ударов оправилась. Хотя по состоянию населения такого не скажешь.
На Земле есть три великих государства – США, Китай и Россия. А также одно супервеликое – Украина, которая может диктовать условия трем вышеназванным, и Европе до кучи. Стараниями Украины российский газ назван энергетическим оружием. Для преодоления зависимости Европы от Газпрома потоки газа на Запад диверсифицированы – Украинский транзит, Турецкий поток, Ямал-Европа, Северный поток-1, спотовый рынок СПГ. Суд запретил Газпрому заполнять Северный поток-2 более чем наполовину, но сорвать его завершение не удалось.
Запад сошел с ума по модели «пчелы против меда». Цена на газ растет, и выигрывает в конечном счете Газпром. Одна из крупнейших монополий на планете позаботилась об импортозамещении, доля иностранного оборудования в газовой отрасли сравнима с погрешностью полтора-два процента. В нефтяной – 45%. Запасы газа в России составляют четверть мировых — около пятидесяти триллионов кубов.
Нефти в России значительно меньше, 16 миллиардов тонн доказанных извлекаемых запасов. Запасы угля большие, но этот вид топлива не очень экологичный.
В Европе цена на газ скакнула втрое, тариф в России повысился всего на два процента.
Самое главное, в обеспечение поставленной Путиным задачи приняли решение и создали инструмент новой модели газификации. Разрабатываются новые нормативно-правовые акты, больше тридцати, до конца ноября их должно принять правительство. Первый этап — догазификация домовладений до границ участка. Второй — полная газификация, надо перевести на газ все, что можно. Ресурсов по стране достаточно. Там, где присутствует Газпром — в 67 субъектах федерации, — это его обязанность. Где нет Газпрома, там будут другие операторы. Задача, поставленная президентом, до 2030 года все максимально газифицировать. И ЖКХ дать газ людям, где это социально необходимо.
Как всегда, после принятия решения число нуждающихся выросло вдвое — с двух до четырех миллионов домовладений.
Надо думать, несчастное национальное достояние от газификации населения не обеднеет. Пока же идет «плач Ярославны» по возможным убыткам в «старой песне о главном» про низкую стоимость энергоносителей и высокую энерогоэффективность в России. По сути, страна потребляет не 416 миллиардов кубов в год, а почти столько же, сколько Европа, сжигая 180 миллиардов попусту. Но в Европе 550 миллионов населения, а в России — 143.
Восточное направление поставки российских энергоносителей строится на обратном варианте. Там ноль диверсификации, и инструментом шантажа является не газ в трубе, а сама труба. Сколько чего поставляется в Китай и по какой цене, не знает никто. Иными словами, танцы США на костях Украины косвенно создали феерические преференции Китаю за счет России.
Союзники обходятся России очень дорого и никакой стабильности не приносят. На самом деле, наоборот, Пекин успешно договаривается с Вашингтоном за спиной Москвы в дележке российских энергоносителей и телекоммуникационного сбыта.
Кроме сверхмутной китайской темы, все остальное из написанного выше — из одного источника: пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» президента Российского газового общества Павла Завального, приуроченная ко Дню работников нефтяной и газовой промышленности.
У Павла Завального конфликта интересов не видно. До объявления итогов голосования он остается председателем комитета Думы по энергетике, однако статус народного избранника никак не мешает по всем фронтам лоббировать интересы Газпрома.
На словах Завальный выступает против неопределенности на газовом рынке и предлагает создать газовый ОПЕК+ для стабилизации цен через регулирование добычи.
Как говорят заклятые партнеры, highly likely Завальный останется в той же должности. Трудно представить, чтобы кто-то полез собственной головой в энергетическую мясорубку из множества острозубых неопределенностей.
Если Газпром — национальное достояние, газоснабжение населения не должно вообще вызывать дискуссий. Причем не до границы участка, а до плиты и котла отопления, и со счетчиком за счет поставщика.
Если же Газпром коммерческая компания, надо платить налоги по месту работы и выгнать из якобы рыночной политики не углеродный след, а влияние Вашингтона и Пекина. Китайские эксперты в МИА «Россия сегодня» открытым текстом говорили, что Россия обязана поставлять Китаю энергоносители.
Есть вопрос реальной ответственности перед будущими поколениями, забытый за болтовней о парниковых выбросах и декарбонизации энергетики. Газ и нефть – ценнейшее химическое сырье, сжигать которое аморально. В качестве возобновляемого источника можно использовать биодизель и спирт, он экологичней бензина. А в качестве источника электроэнергии ничего не придумано лучше российского реактора на быстрых нейтронах.
Нефти в недрах полно, но методы ее извлечения не придуманы и вряд ли возможны. От того, что есть на вооружении нефтянки, не только черви из земли, а все черти из преисподней вылезут. Практически это уже наблюдается в сценариях воплощенной антиутопии Ильи Эренбурга «Трест Д.Е. История гибели Европы»
Отдельный вопрос – доля энергетики в российской продукции. Литр солярки уже давно обогнал литр молока, и к каждой посевной цена повышается. В постсоветское время многое изменилось до противоположного. Мазут в СССР всегда использовался для отопления как самый дешевый из нефтепродуктов, который все равно надо как-то утилизировать. А сейчас по цене он догоняет бензин.
Завальный в своих речах петляет подобно зайцу и на ходу пытается связать рваные концы своей логики. У него получилось, что газ самый экологичный и дешевый, но и самый сложный в доставке по сравнению с нефтью, электричеством и дровами.
В переводе с газпромовского получается, что тянуть трубу за тысячи километров по полям, лесам и дну моря сквозь навязанные из США бредни приятней и дешевле, чем провести сеть низкого давления в дома россиян.
В какой-то степени так и есть после того, как монополия сбросила сети низкого давления непонятно на кого. Вот там, на трубах настоящая монополия.
Предшественник Завального на посту председателя думского комитета по энергетике, физик Иван Грачев, как-то умел договариваться и с европейцами, и с китайцами. Говорил внятно, четко и понятно. Он первый и фактически последний поставил вопрос о вычищении посредников из энергопоставок. У Грачева получалось, проблема в наследии Чубайса, а не сама по себе низкая энергоэффективность. К тому времени Китай провел ламповую революцию в России и наводнил рынок продукцией без защиты от обратного импульса в сеть. Потери в сетях, и без того высокие, в огромной стране стали еще выше.
Грачев также первым обратил внимание на проблемы возобновляемой энергетики и на вред окружающей среде от ветряков.
Россию не смогли заставить ни уничтожить ЕЭС, ни отказаться от атомной генерации. Попытались отрезать одно от другого, затрудняя использование дешевой ядерной энергетики.
Отношение к энергетике в России менялось по мере атак на нее. Страну потрясла авария на Саяно-Шушенской ГЭС осенью 2009 года из-за некачественного ремонта и отсутствия контроля. Параллельно шли попытки США влезть в остатки советской атомной генерации на Украине, поставить свои топливные элементы или, на худой конец, еще что-то взорвать.
С атомной энергетикой на Западе действительно проблемы. США захлебываются от отходов. Франция сливает их подальше в море. Российских чистых технологий больше ни у кого нет.
Министр энергетики Александр Новак при поддержке команды Путина смог положить конец дипломатии Барака Обамы по склонению саудитов к манипуляциям с ценами нефти для подрыва российского бюджета. Вашингтон переключил свою политику на газ.
Остальное рассказал Павел Завальный. Хотелось бы пожелать ему успехов, но в успех после его пресс-конференции как-то не верится.
Сообщение Лев Московкин. Солнце, ветер, водород – славный будет заворот появились сначала на Московская правда.