Загадка подорожавших макарон
В двадцатых числах сентября российские производители макарон объявили о том, что их продукция подорожает. Это будет уже второе повышение цен на макароны в этом году, первое было в феврале. Спрашивается: почему? Рептилоиды атакуют! Первая версия — во всем виноват Летающий Макаронный Монстр и его последователи. К своим восьми заповедям они решили добавить девятую: «Лучше бы […]
Сообщение Загадка подорожавших макарон появились сначала на Московская правда.
В двадцатых числах сентября российские производители макарон объявили о том, что их продукция подорожает. Это будет уже второе повышение цен на макароны в этом году, первое было в феврале. Спрашивается: почему?
Рептилоиды атакуют!
Первая версия — во всем виноват Летающий Макаронный Монстр и его последователи. К своим восьми заповедям они решили добавить девятую: «Лучше бы ты не ел макароны, ибо они носят Мое имя».
А может быть, беда поразила макаронные деревья? В связи с глобальным потеплением с юга прибыли вредные вредители, болезни или грибки, которые и погубили весь урожай, а садоводы просто не успели с ними справиться?
Есть и еще версия: что во всем виноваты мастера хэндмейда. Дело в том, что макароны очень хорошо применять для декупажа — украшать разные изделия ракушками, фарфалями и спиралями. Поделки получаются восхитительные… только вот беда: цены на дефицитный товар немедленно взлетают.
Подорожает всё?
А теперь серьезно. Представители рынка утверждают, что подорожали цены на сопутствующие материалы и упаковки. Например, коммерческий директор отдела продаж компании «Байсард» Лариса Левина приводит такой пример: деревянный паллет (поддон) годом раньше стоил всего 160 рублей, а сейчас его цена увеличилась в два с половиной раза.
Проверим. Если набрать в Интернете «деревянный паллет купить», то можно найти и по 150 рублей. Правда, только при покупке большой партии, от 60 штук. Если партия меньше, то и цена будет зашкаливать за 300. Кроме того, на складе этих поддонов осталось всего 13 штук. На других сайтах минимальная цена за поддоны — 450 рублей.
Между прочим, если уж подорожали поддоны, значит, подорожать должны не только макароны, но и все остальные продукты. Паллеты используют для всего!
И упаковка (которая также подорожала) тоже не привязана исключительно к макаронам. Из того же пластика и картона делают упаковку для круп, выпечки и многого другого. Разница только в рисунке.
Поэтому перейдем к тому, что относится к макаронам напрямую — к пшенице твердых сортов. Осенью оказалось, что цена на нее выросла: если раньше тонна зерна стоила 28 тысяч рублей, то теперь за нее просят 32 — 38 тысяч.
Все связано в этом прекрасном мире
Рост цен на пшеницу объясним. Во-первых, в Канаде и США была засуха, урожай осенью собрали небольшой. А эти страны — одни из главных поставщиков пшеницы на мировой рынок.
Российские нивы тоже в этом году не порадовали. Сначала Зерновой союз прогнозировал 82 — 83 миллиона тонн, затем понизил до 75 миллионов. Примерно такие же оценки дали Институт конъюнктуры аграрного рынка и аналитический центр «СовЭкон»: 78,6 и 78,4 миллиона тонн.
А в июне — июле произошла забавная история, которая хорошо характеризует процессы в нашем современном перенасыщенном информацией мире. Росстат опубликовал данные, что по состоянию на 1 июня озимой пшеницей засеяли 15,6 миллиона гектаров. Это на 7,5 процента меньше, чем в прошлом году. Минсельхоз США немедленно уменьшил оценку российского урожая до 72 миллионов тонн, на рынке возникла паника, котировки пошли вверх, производители ринулись закупать дефицитный товар… Цены взлетели на 45%. В сентябре — еще на тридцать. А потом оказалось, что Росстат не учел, что озимую пшеницу еще продолжают сеять, и что по сведениям Минсельхоза России площадь озимых посевов составит почти 17 миллионов гектаров. Но было уже поздно.
Ну, и наконец, пшеницу продают в Казахстан. Ситуация примерно такая же, как и с гречкой: внешний рынок привлекательнее внутреннего. Там цены выше. В этом году Россия продала за рубеж 38,8 тонны пшеницы. Очень много ее идет в Казахстан.
Между прочим, главный экономист информационно-аналитического центра TeleTrade Марк Гойхман утверждает, что Россия по экспорту пшеницы вышла в лидеры. На втором месте находится Европейский Союз, третье делят между собой США и Канада.
Это, конечно, прекрасно, и наполняет бюджет деньгами. Однако отечественные производители жалуются, что старых запасов им хватит только до конца года.
Сажать и запрещать
Чтобы справиться с ситуацией, есть два предложения. Во-первых, увеличить площадь посевов. Участники рынка предлагают расширить посевные площади твердых сортов пшеницы на Алтае, в Саратове, Челябинской области.
Во-вторых, установить заградительные пошлины на экспорт пшеницы.
Сейчас эта пошлина «плавающая»: в феврале этого года премьер-министр Михаил Мишустин утвердил формулу расчета гибкой экспортной формулы. Ее еще называют «зерновой демпфер»: демпфер — это гаситель колебаний. В отношении зерна эта формула стала действовать со 2 июня. Например, с 18 по 25 февраля пошлина на пшеницу составляла 25 евро за тонну. Но лучше все это наблюдать по августу: до 11 августа — 31,4 евро за тонну, с 11августа — 31 евро, затем опустилась еще ниже, до 30,4 евро, а 25 августа поднялась до 31,7 евро за тонну.
Министр экономического развития Максим Решетников утверждал 4 февраля, что подобный механизм позволит предотвратить перенос колебаний цен внешнего рынка на рынок внутренний. Кроме того, пошлины планируется возвращать в сельское хозяйство в виде субсидий.
Но зерновой демпфер принес на рынок и элемент неопределенности — пошлина меняется каждую неделю. А рынок неопределенность не любит. Если непонятно, сколько будет стоить зерно на следующей неделе, то лучше купить сейчас и придержать. Вот цены и растут.
И еще один момент, о котором говорят алтайские фермеры. Председатель Союза крестьянских формирований Алтайского края Александр Вайс считает, что во многом виноваты российские переработчики зерна — они стараются любыми способами снизить цены на закупки. Вот фермеры и предпочитают продавать зерно «на сторону». Благо, Казахстан близко.
Это интересно
Кстати, макаронное дерево существует на самом деле. По-настоящему зовут его катальпа. Растет в Северной Америке, Индостане и Юго-Восточной Азии.
Впервые европейцы увидели его в Америке, на территории проживания индейского племени «catawba». Именно там его увидел австрийско-итальянский естествоиспытатель Джованни Скополи. Как вы думаете, о чем мог подумать итальянский натуралист, когда увидел дерево с длинными, до 50 см длиной, тонкими стручками? Разумеется, о макаронах! Дереву, впрочем, он дал название индейского племени, слово это немного изменилось и превратилось в катальпу.
А вот в Индии его называют «деревом слонов и обезьян». По легенде, слоны и обезьяны враждовали. Обезьяны убивали слонов и вешали на деревья их уши, а слоны точно так же развешивали по веткам обезьяньи хвосты. Все это продолжалось до тех пор, пока не пришел Будда и всех примирил. Символом мира стало дерево, чьи листья подобны слоновьим ушам, а плоды похожи на хвосты обезьян.
Таблица цен на макароны в сетевых магазинах Москвы на 1 октября
Яна МАЕВСКАЯ.
Фото из открытых источников
Сообщение Загадка подорожавших макарон появились сначала на Московская правда.