Супруги из Бибирева создавали противоракетный щит страны
Чета Гариных отметила бриллиантовую свадьбу
Спрашивать их о секрете долгой семейной жизни необходимости нет. Сегодня Василий Аркадьевич смотрит на Ритулю — он зовёт её так всю жизнь — так же влюблённо и радостно, как на свадебной фотографии, сделанной в Кировском ЗАГСе Москвы 60 лет назад, 15 сентября 1961 года.
На фото он в кителе с лейтенантскими звёздочками на погонах.
— Военных быстрее расписывали: не требовалось ждать месяц после подачи заявления, — говорит Маргарита Николаевна. — Нам дали отпуск, мы расписались, а потом вернулись на службу в Казахстан.
Балхашский полигон
Первый раз на полигон Сары-Шаган 23-летняя Рита, тогда ещё Смирнова, молодой специалист-разработчик СКБ-30 (оно же — почтовый ящик 1323), прилетела в январе 1959 года. Там, в Северном Казахстане, на берегу озера Балхаш, шло создание системы противоракетной обороны, способной останавливать баллистические ракеты.
Скорость ракеты — около 3 км в секунду, размер боеголовки, в которую нужно попасть, — 2,5 метра. Как в неё вообще попасть, ведь приборов, способных рассчитать траекторию ракеты, ещё не было? Только с помощью настроек антенн и датчиков, постоянного их контроля и отладок — этим Маргарите и предстояло заниматься.
Унты, брюки, куртка
На полигоне стояли огромные антенны приёма и передачи, радары, приборы точного наведения. Всё, что связано со слежением и наводкой, было автоматизировано, в вычислительном центре полигона работала одна из первых в стране ЭВМ.
Зима на Балхаше суровая: 40 градусов, ветер, заносы.
— Офицерам выдавали полушубки, шапки, а мы, радисты-наладчики, ходили в лётно-техническом обмундировании — унты, брюки, куртка, — всё грубое и велико на несколько размеров.
Василий служил техником антенной системы радиолокатора точного наведения.
— С Ритулей встречались каждый день: сначала на работе, потом после работы, гуляли, ходили в кино, на танцы. Ходили везде за ручку, — вспоминает Василий Аркадьевич.
На 23 года раньше американцев Подготовка к эксперименту — перехвату баллистической ракеты, запущенной с Капустина Яра, — сначала шла успешно. Но потом по шли неудачи — несколько безуспешных попыток подряд.
Наконец 4 марта 1961 года запущенная с полигона Сары-Шаган противоракета В-1000 ударила в головную часть баллистической и разбила её.
— Это удалось впервые в мире, американцы смогли повторить такой перехват только через 23 года, в 1984 году. Мы ликовали, — говорит Гарин.
На волне всеобщей радости Василий ещё раз объяснился в любви Рите. Она ответила согласием. Вечером, когда все собрались за праздничным столом по поводу успешного перехвата, кричали не только «Ура!», но и «Горько!».
— На полигоне свадьбы были нередко. Молодёжи приехало много. Регистрировались обычно в посёлке, мы называли его Сары-Париж: полустанок в степи, будочка, рельсы. Но нам дали отпуск, и мы поехали в Москву.
Военная приёмка
Всего Гарины проработали на полигоне 15 лет. В 1974-м, когда дочке Юле было уже восемь лет, вернулись в Москву. Василий Аркадьевич окончил Военную академию им. Куйбышева, служил в аппарате военных представительств. Маргарита Николаевна работала в НПО «Астрофизика», потом тоже перешла в военную приёмку, стала военпредом — представителем Вооружённых сил на заводах, которые производят военную продукцию.
Бриллиантовую свадьбу Гарины отмечали дома. После поздравлений и чествований в уютной квартире на улице Плещеева пили чай, рассматривали семейный альбом, который оформили для них дочь Юля и внучка Маша, и вспоминали Сары-Шаган.