Человек на все времена
Сегодня исполняется 90 лет со дня рождения Юлиана Семёнова Писатель, историк, востоковед, философ, путешественник — кем был этот удивительный человек, оставивший яркий след не только в отечественной литературе и кинематографе, журналистике и историографии, но и в душах всех, кто с ним соприкасался в той, не всем уже понятной теперь советской жизни? «Шумо забони фарсиро медони?» — спросил меня мужчина отнюдь не восточной внешности […]
Сообщение Человек на все времена появились сначала на Московская правда.
Сегодня исполняется 90 лет со дня рождения Юлиана Семёнова
Писатель, историк, востоковед, философ, путешественник — кем был этот удивительный человек, оставивший яркий след не только в отечественной литературе и кинематографе, журналистике и историографии, но и в душах всех, кто с ним соприкасался в той, не всем уже понятной теперь советской жизни?
«Шумо забони фарсиро медони?» — спросил меня мужчина отнюдь не восточной внешности и, конечно, застал врасплох. Чуток поскрипев мозгами, я вспомнил детство и понял, что собеседник интересуется моими познаниями в древнем языке персов. Ответил ему по-русски, слегка углубившись в свою биографию. Далее мы пообсуждали сходство и различия таких родственных языков, как таджикский, фарси и дари. Причем я в основном слушал. Но кое-что любопытное по этой животрепещущей теме в моей памяти имелось, так что просвященному собеседнику ответил достойно. Так начались наши встречи и беседы с Юлианом Семёновым, которые потом продолжались спорадически несколько лет.
Интерес к восточной культуре, да и религии тоже, был абсолютно органичен для этого уникального человека. Он с одинаковым усердием вникал в детали германской топонимики, что привело к подробнейшим описаниям маршрутов перемещения Штирлица, в биографические парадоксы Шаляпина, в ритуалы народов Латинской Америки, в тонкости работы разведчиков, в тайны Янтарной комнаты… Впрочем, перечисление это может занять много страниц. Он был жаден до знаний и щедр на рассказы об увиденном, услышанном, почерпнутом из архивов. Всякий, кто имел счастье общаться с Юлианом Семёновым, этой удачей дорожил.
Стать легендой при жизни непросто. И небезопасно. У него была армия поклонников и пара дивизий завистников. Самым безобидным был слух о том, что он служит в суперсекретном отделе КГБ, в чине то ли полковника, то ли генерала. Еще ему приписывали череду финансовых операций, а также головокружительных романов с самыми яркими женщинами СССР (включая Аллу Пугачёву) и других стран. Что там правда, а что — вымысел, мы, очевидно, никогда доподлинно не узнаем. Но, готовя к изданию книгу «Юлиан Семёнов уполномочен заявить», нам хотелось ответить и на некоторые из такого рода вопросов.
Особняком стоит история взаимоотношений Юлиана с отцом, особенно в период репрессий, которым подвергся и Семён Ляндрес. Домыслы на эту тему я слышал даже и от своих коллег, знакомых. Опять же: стопроцентную истину сегодня не восстановить, хотя не верить воспоминаниям дочерей Юлиана мы оснований не имеем.
Кем по профессии был Юлиан Семёнов? Вопрос не праздный. Широкая публика знает его как автора детективных романов, сценариев для остросюжетного кино. Однако, если вчитаться в произведения Юлиана, нельзя не отметить его мастерство философского анализа, исторических исследований, психологического портрета. А высочайший уровень владения словом, абсолютная точность использования как русских, так и иностранных слов? А чудеса применения географических и этнографических деталей?
Это всё о нем. Создатель Штирлица написал еще и ряд исторических романов. Он придумал недооцененного, на мой взгляд, героя перестроечного времени полковника Костенко в романе и сериале «Противостояние». Его репортажи в «Литературной газете» поражали не только свободой передвижения автора по Западной Европе и Америке, но и россыпью интереснейших фактов, сочетанием мельчайших деталей и глобальных обобщений.
Когда уже произведения Юлиана включат в школьную программу? Ну, хотя бы на уровне факультатива… Его произведения сочетают полезнейшую информацию, захватывающие сюжеты и, что ныне так важно, искренний, глубинного уровня патриотизм. Он искренне любил свою Родину — СССР, Россию, Москву. А мы даже память его толком не увековечили до сей поры…
Пишет замечательные книги дочь Ольга, потрясающими картинами радует дочь Дарья, концертирует в Москве и по всей Европе внук Юлиан-младший — это тоже продолжение Мастера. Каким бы мог быть сегодня Юлиан, доживи он до 90 лет? Как бы он реагировал на то, что происходило в стране и мире после печально памятного 1993-го? Фантазировать мы не станем. Но ответ на эти вопросы можно поискать в произведениях Юлиана, в том, что говорили и говорят о нем люди разных поколений, в том числе и, увы, тоже покинувшие нас.
Юлиан Семёнов сотворил героев, которые будут жить еще очень долго, потому что он своим творчеством пронизывает время, интригуя всё новых и новых читателей.
Шод Муладжанов.
* * *
К 90-летию писателя «Московская правда» издала книгу «Юлиан Семёнов уполномочен заявить».
Личность этого автора многих замечательных произведений и спустя почти три десятилетия после его ухода из жизни покрыта множеством тайн, связана с самыми экзотическими легендами. Близкие, коллеги, друзья, ученики, поклонники таланта Юлиана Семёнова постарались на страницах нашей книги рассказать о его жизни, творчестве, духовном мире, о победах, сомнениях и открытиях большого Мастера.
Сегодня состоится презентация издания. А приобрести его в Московском Доме Книги на Новом Арбате можно уже сейчас.
Сообщение Человек на все времена появились сначала на Московская правда.