Короткое лето двадцать третьего
Столько невесёлых шуток было в июле о том, что в этом году лета может и вообще не быть. Или о том, что оно было, но мы его не заметили. Звучала даже обида. Как будто нас в чём-то обманывают, чем-то обделяют. Непонятно уж, к кому претензии, но тем чувствительнее досада, когда адресат её не определён. И даже обещанная на август компенсация в виде температур выше обычных для многих особо впечатлительных, не вполне покрывает нанесённый первыми летними месяцами моральный ущерб. А может, не стоит из-за этого переживать? Что с того, если лето в этом году не похоже на то, что было в прошлом и, скорее всего, будет отличаться от будущего? Разнообразие вообще оживляет жизнь. Или даже составляет её суть.
Разве плохо, что все мы хоть чем-то да отличаемся друг от друга, а каждый день не похож на другой? Запоминается и более всего впечатляет как раз нестандартное. И такие впечатления нас обогащают. Это гораздо ценнее возможности понежиться под жарким и ясным небом. А комфортная погода ещё обязательно будет. Да и бабьего лета никто не отменял. Но если даже совсем неуютным окажется год, так ведь наступит следующий. Со своими сюрпризами, которые на то и сюрпризы, что непредсказуемы и, вполне возможно, будут очень приятны. Ведь не последнее это наше лето двадцать третьего.
Впрочем, для кого-то оно может быть и последним, такова уж жизнь. Однако и в этом случае нет повода для досады и отчаяния. Мой друг, священник отец Василий, рассказывал мне на днях о своей недавней беседе с прихожанином. Тот в связи с некоторыми житейскими обстоятельствами стал чрезмерно печалиться из-за мыслей о неизбежности смерти. Так вот, отец Василий говорил ему: ты же не пугаешься солнечного заката, не паникуешь из-за того, что солнце садится и повсеместно наступает тьма. Хотя выглядеть это может весьма устрашающе. Но ты знаешь, что это не конец света. Будет и рассвет. А потом опять закат — и снова рассвет.
Так и земная смерть вовсе не означает, что всё для нас кончается. Будет и новая жизнь, в которой столько прекрасного, что, например, наши курортные удовольствия покажутся жалкими и убогими. Есть и такой взгляд на всё, что происходит с нами, в том числе и в это короткое лето.