За Анненгофской рощей в Лефортове присматривал зодчий Растрелли
На месте домов в районе улиц Авиамоторной, Энергетической и Лефортовского Вала почти два столетия росла живописная Анненгофская роща. Её заложили в 1730-х годах, а исчезла она за несколько минут в результате разрушительного смерча в июне 1904 года.
Пересадили взрослые деревья
Писатель и историк XIX века Михаил Пыляев приводил две легенды возникновения рощи. По одной из них, рощу насадили за одну ночь придворные императрицы Анны Иоанновны, которая как-то посожалела, что в таком прекрасном месте для гулянья негде укрыться от зноя. Через несколько дней императрица, выглянув утром из окна дворца, увидела обширную рощу из старых деревьев. Изумлённой царице доложили, что придворные «вечером разбили луг на участки, и каждый, кому какой достался по жребию участок, со своими слугами в одну ночь насадил его отборными деревьями». А по второй версии, рощу сажал сам Пётр Великий, лично копая траншеи, а место под сад он забрал у Лефорта, которому тогда принадлежала эта земля.
В обоих случаях бесспорным было то, что пересаживали взрослые и даже старые деревья, из-за чего вековые деревья легко вырвало с корнем во время мощнейшего урагана 1904 года.
В Анненгофе цвели лилии и тюльпаны
При Анне Иоанновне это был регулярный парк-сад. Как писал Михаил Пыляев, здесь сажали много тюльпанов, нарциссов и лилий, которые покупали у жителей Немецкой слободы. Заведовал садовым хозяйством обер-архитектор Бартоломео Растрелли, слава которого в качестве главного зодчего Петербурга была ещё впереди.
В роскошном парке было девять прудов с рыбой и несколько беседок. Вдоль аллей стояли статуи Венеры, Самсона, позолоченные сфинксы. На содержание парка каждый год выделялось 30 тыс. рублей. Для сравнения: жалованье рядового смотрителя парка составляло 1 рубль в месяц. Из сохранившихся отчётов было известно, что, например, в 1741 году «крестьянин цесаревны Елизаветы Петровны доставил для посадки в новый сад разные деревья, толщиной «в рублёвик» и «в полтинник»: ясени по 6 коп. за дерево, клён по 3 рубля за сто, орешник толщиною «в полтинник» по 1 рублю за сто».
О площади Анненгофского сада можно судить по тому, что только для перевозки навоза из Остоженских конюшен пришлось привлечь крестьян пяти подмосковных сёл.
Исчезла с лица земли за несколько минут
Конец когда-то роскошного дворцового сада был трагичен. Знаменитый смерч 1904 года пронёсся по востоку и юго-востоку Москвы, нанеся страшные разрушения в Лефортове и практически уничтожив сёла Люблино, Карачарово, Капотню, Грайвороново. Ураган срывал крыши домов, купола храмов, скручивал в штопор фонарные столбы. Были человеческие жертвы.
А вековая Анненгофская роща была буквально сбрита с поверхности земли. «Горы вырванных с корнем и расщеплённых сосен и елей-великанов. Среди обломков ныряли босяки: роща была их летней дачей. Немало их там погибло в урагане», — описывал последствия урагана Владимир Гиляровский, оказавшийся почти в его эпицентре.
Застраивать эту территорию начали с 1920-х годов. Среди самых известных строений — комплекс зданий МЭИ и корпуса Лефортовской тюрьмы.