Третье рождение завода «Москвич»: почему он так важен для города и страны?
«ЮВК» продолжает серию публикаций о легендарном предприятии
…Я вышел на громадную заводскую стоянку новеньких «Москвичей», готовых к отправке. Пока мы с журналистами бродили по цехам, дымное месиво наверху прекратило вариться. Гроза ушла из города, грозу съело солнце. Погода стояла ясная, радостная.
На заводской проходной
На коре молодых деревьев, высаженных у завода, появился такой мокрый блеск. Вокруг «Москвича» сейчас идёт грандиозное благоустройство — всё перекопано до самого метро «Текстильщики». Из корпусов к проходной текла разноцветная река рабочих, закончивших первую смену (с 6.45 до 15.00). Они шли под огромными флагами на высоких флагштоках — России, Москвы с Георгием Победоносцем и флага завода с гербом «Москвича».
Рабочие шагали под сверкающим на солнце громадным логотипом «МОСКВИЧ», вновь гордо реющим на крыше главного корпуса (буквы были демонтированы в 2014 году после официальной ликвидации завода).
Рабочие подходили к проходной, и охранники тщательно досматривали каждого. Заставляли раскрывать сумки, рюкзаки. Под табличкой «Ведётся видеонаблюдение» обшаривали пищавшими металлоискателями складки одежды. После чего люди прикладывали к турникету электронные пропуска или рюкзаки с пропусками внутри. И разноцветным горохом высыпали на улицу. Из глубины завода к шлагбауму подкатила легковушка. Пассажиры вышли из салона, пройдя на личный досмотр в проходную. Водитель распахнул дверцы салона, багажник. Высокий, костистый охранник осмотрел внутренность салона, поводил металлоискателем. Автомобиль выехал с территории, подобрав уже досмотренных пассажиров.
Снимали в кино
Глядя на рабочих, потоком идущих с завода к метро, я подумал, что «Москвич» — это сердце Москвы. На нём когда-то работало более 30 тысяч человек. Это был город в городе, занимающий несколько кварталов. Являясь градообразующим предприятием столицы, «Москвич» сформировал облик района. Был примером корпоративной культуры для других предприятий и организаций Москвы.
На заводе работали целыми династиями. Приходя на «Москвич» молодыми людьми, здесь знакомились будущие жёны и мужья. Их дети занимались в бесплатных кружках и спортивных секциях Дома культуры «Москвича». Многие работали на заводе до самого закрытия. В каждом цехе была своя столовая, особое меню для вредного производства. Завод строил свои детские сады и школы. В Печатниках и Люблине возводил дома, давая своим работникам бесплатные квартиры.
«Москвич» был очень популярен в народе. На нём ездили Андрей Миронов, Валерий Харламов, Георгий Данелия… Его снимали во многих популярных фильмах (вспомним ту же «Бриллиантовую руку» и «Оттепель»). «Москвич» — это пароль для страны.
Когда ушли французы
Сегодня завод возрождается вновь. Уже на другом уровне. Судьба «втыкает нас живьём» в новое время. После ухода французов удалось полностью сохранить коллектив и производство (а в 2010 году, также после серьёзных проблем, «Москвич» был официально ликвидирован; на аукционе по продаже имущества завода кузнечно-прессовое оборудование ушло в Китай, Индию, Турцию, Иран).
«Но строк печальных не смывая», мы учимся на прежних ошибках. Мне больше по душе поколение созидателей, а не продавцов. Возрождённым «Москвичом» будут ещё гордиться внуки внуков.
— Мэр Москвы принял волевое решение сохранить производство. Люди не потеряли работу. Когда французы ушли, по факту осталось неработающее железо. В кратчайшие сроки было разработано новое отечественное программное обеспечение: прежнее французы забрали с собой — интеллектуальная собственность. Был запущен главный конвейер. Пришлось изменить всю геометрию под новую машину. В договоре прописали, что «Рено» не имеет права обратного выкупа. Ушли и ушли, — говорит руководитель департамента по связям с общественностью «Москвича» Анастасия Журавлева.
Я прекрасно помню то время. Французы ушли в марте 2022 года, а уже в ноябре — спустя всего полгода — «Москвич» возобновил работу. Церемонию запуска серийного производства открыли вице-премьер России Денис Мантуров и мэр Москвы Сергей Собянин.
— «Москвич» может стать центром электромобилестроения в России, — сказал тогда мэр.
И совершенно верно — уже через месяц первые электромобили «Москвич 3е» появились в дилерских центрах страны. Через три месяца машины начали продавать уже в 23 городах России с дилерскими центрами компании. В этом году такие центры «Москвича» появятся в Архангельске, Барнауле, Грозном, Иркутске, Калининграде, Новороссийске, Сургуте… Откроются дополнительные точки продаж и обслуживания машин в Красноярске, Новосибирске, Ростове-на-Дону. На глазах формируется обширная дилерская сеть по стране. Ко всем торговым площадкам обязательное требование — они должны быть оборудованы инфраструктурой для зарядки и обслуживания электромобилей.
Их всё больше на дорогах
«Москвичи» — бензиновые и «электрички» — стремительно расползаются по школьной карте. Их всё чаще можно видеть в автомобильных потоках страны. Машиной занимаются люди конкретного результата.
— А социальные гарантии на заводе по-прежнему существуют? — Конечно. У работников есть даже платная медицинская страховка, — говорит руководитель департамента по связям с общественностью «Москвича» Анастасия Журавлева. — План на этот год — 50 тысяч автомобилей. Это реально? — Уже выпущено более 13 тысяч машин.
Для «Москвича» начали делать кое-что своё — технические жидкости, навигационную систему, резинотехнические изделия. Обеспечили работой тысячи смежников по стране. Сейчас есть гарантии, что производство никуда не денется, будут и свои машины, и свои запчасти.
— А куда идут «Москвичи»? — В такси, в полицию, в каршеринг. Частным лицам. Люди видят: отечественное автомобилестроение работает. — А почему выбрана именно эта китайская модель? Каково её качество? — Машину три года тестировали в НАМИ. На полигонах, в камерах соляного тумана, в условиях искусственного старения… Серьёзных недостатков не выявлено. Свою роль сыграл и КамАЗ, наш технологический партнёр. Он давно сотрудничает с этой китайской фирмой, показавшей себя надёжным партнёром. Конечно, только время покажет, что это за автомобиль, — говорит руководитель проектов завода «Москвич» Максим Клюшкин.
Планы реальные
Поэтому пробки в потолок — пока рано. Шампанское подождёт. Ведь даже если собрать девять беременных женщин, ребёнок раньше не родится. Дайте время — и свой надёжный автомобиль обязательно появится. Российский «Москвич» неизбежен, потому что мы этого хотим. Хотим всей страной. Крот истории роет медленно, но неукротимо.
На «Москвиче» сейчас — первый этап производства. Пока эта операция «под чужим флагом». Автомобиль полностью собирают из машинокомплектов, прибывающих из Китая, методом крупноузловой сборки («отвёрточная сборка»). Но в цехах я уже видел роботы-автоматы для сварки и окраски кузовов. Их готовят к работе. На втором этапе — уже к концу этого года — заработает кузовное производство и окраска. Сварка, покраска кузовов будет на «Москвиче». Завод перейдёт на мелко-узловую сборку с повышением уровня локализации.
В следующем году будет построен и транспортно-логистический центр «Южный порт». Основную загрузку обеспечит «Москвич». На третьем этапе — конец 2025 года — «Москвич» планирует выпустить электромобиль полностью на российской платформе (мы помним заявление мэра). Есть уже конкретные разработки. В 2024 году планируется 100 тысяч автомобилей, 25 тысяч из которых — «электрички». В 2025 году завод должен выпустить уже 120 тысяч автомобилей. И они всё сделают — будьте спокойны! «Москвичу» только нужны три вещи: поддержка, поддержка и поддержка.
…Я покидал «Москвич» уже вечером. На проходной, со стороны завода, сверкали огромные буквы: «ЖДЁМ ВАС СНОВА!». Я обязательно приду уже завтра. Ведь завтра у меня тест-драйв «Москвича» — и бензинового, и «электрички». Буду в условиях города испытывать новые машины…
(Продолжение в следующем номере)