Найден! Жив! Истории из жизни можгинского поисково-спасательного отряда «Север 18»
Можгинский поисково-спасательный отряд «Север 18». Хронология одного поиска и другие истории из жизни поисковиков. – У нас потеряшка, – неожиданно высветил экран смартфона сообщение. Объявлен срочный поиск. Времени на сбор мало. Вспоминаю инструктаж: всё должно быть собрано заранее. Из заранее собранного – только сапоги. О фонарике вспоминаю уже в машине. Это мой первый опыт. Для […]
Сообщение Найден! Жив! Истории из жизни можгинского поисково-спасательного отряда «Север 18» появились сначала на Можгинские вести.
Можгинский поисково-спасательный отряд «Север 18». Хронология одного поиска и другие истории из жизни поисковиков.
– У нас потеряшка, – неожиданно высветил экран смартфона сообщение.
Объявлен срочный поиск. Времени на сбор мало. Вспоминаю инструктаж: всё должно быть собрано заранее. Из заранее собранного – только сапоги. О фонарике вспоминаю уже в машине. Это мой первый опыт. Для ребят-поисковиков – очередной экстренный выезд на поиск человека.
Сбор назначен на 18 часов.
Караван из трёх машин, въехав в лес, паркуется – дальше пешком. 12 человек в ярких оранжевых жилетах спешно выгружаются из авто. Фонари, рации, навигаторы. Ещё светло.
Однако быстро темнеет. Мелкий противный дождик вперемешку со снегом – типичная погода для поздней осени.
Ищем Олега 1982 года рождения. Шёл с поселка Цыганский в сторону пруда и заблудился. Звонок поступил на горячую линию от ЕДДС (112). Повезло: мужчина находился на связи и координатор ПСО уже установил местоположение пропавшего. Правда, потом телефон разрядился. Вглядываюсь в тёмную и мокрую чащу леса.
«Вот оно мне надо?»
– Вот оно мне надо! – крутится навязчивая мысль, от которой пытаюсь избавиться. Отвлекаюсь, разглядывая новых знакомых: совсем юная девочка, взрослый мужчина, рядом семейная пара. Руководит отрядом Руслан Вахрушев. Никакой суеты. Каждый знает свою задачу. Собрались и рванули на вычисленное место. Минут через сорок выяснили: координаты определены неточно. Либо человек с места ушёл. Возвращаемся на исходную.
О-ЛЕ-Е-ЕГ!
– Работать будем на отклик, – говорит Руслан. Выстраиваемся в цепочку. Рядом с новичками руководитель всегда ставит опытных поисковиков.
– Чтобы не пришлось потом тебя искать, – коротко поясняет.
Иду рядом с парнем, которого все зовут Саней.
Луч от его налобного фонаря разрезает темноту. Жутко. Получив мокрой еловой лапой очередную пощёчину, хочу развернуться. Останавливает страх оказаться одной в кромешной тьме. Потом живо представляю, что чувствует в мокром буреломе среди темноты потерявшийся…
– О-лег! – в двадцатый раз кричит Саня. И вдруг неожиданно глухое:
– Эге-ге-ей!
Прислушиваемся.
– Есть отклик слева, – сообщает по рации. Получаем разрешение, бежим на звук. В круге света появляется измученная фигура… Найден. Жив. Подходят остальные.
– Чего долго-то так? – запечатанный в промокший камуфляж Олег, счастливо улыбаясь, идёт навстречу.
– Задание выполнено за 1 час 40 минут, разбор полётов сегодня в штабе, – объявляет руководитель отряда.
Отработана поисковая операция. Учения организованы совместно с коллегами из Глазова. Возвращаемся к машинам.
Для полноты ощущений «потеряшку» несут на носилках.
Искали – нашли – пополнили ряды
По дороге расспрашиваю Александра Борихина, о том, как он стал волонтёром отряда.
«Принял участие в спасательной операции подобной сегодняшней. Только дело было в феврале.
И парнишка потерялся по-настоящему. Увидел в сети объявление. Выехал. Тогда легко нашли: верно определили местоположение и чётко сработали. Трудной была эвакуация. Парень успел изрядно замёрзнуть. Несли на руках по сугробам почти километр.
У леса на дороге ожидала машина «скорой помощи». Неизвестно чем всё закончилось, если бы не знали координат. Впервые тогда на поиск выехали я, 28-летний электромеханик Женя Ажимов и начальник производства цеха металлоконструкций Ольга Кузнецова. Они тоже остались в отряде».
У машин ребята обсуждают ошибки. Проверяют выгрузку данных в навигаторы. Летом, чтобы найти человека живым, есть несколько суток. Но чем холоднее, тем короче срок. В любом случае, чем быстрее начали поиск, тем больше шансов найти человека. Найти живым.
Как искали Степана
Уже в тёплом салоне автомобиля разговариваем с Русланом и его женой Ириной о создании поисково-спасательного отряда и о его членах.
Руслану Вахрушеву 35, столько же супруге. Предприниматели.
Имеют небольшой продуктовый магазин. В семье растёт дочь-школьница… Много свободное времени? Столько же сколько у всех.
В феврале 2019 года произошла громкая и трагическая история, которая изменила размеренный ритм жизни семьи Вахрушевых. Тихую провинциальную Можгу взбудоражила новость о пропавшем подростке – Степане Кушаеве. Через сутки в каждой семье знали о поисках мальчика.
– «Съезди!» – Сказала Ирина, увидев в соцсетях сообщения о добровольцах, которые вышли на поиск. Я тогда подумал: там и без меня народа полно. Но поехал. Оказалось в первый вечер поиском занималось всего семь человек. Искали на протяжении долгих шести месяцев, – вспоминает Руслан. – Искали и ночью и днём. Не останавливал ни мороз, ни снегопад. Одни волонтёры сменяли других, надежды оставалось всё меньше…1 августа 2019 года мальчика нашли. К сожалению, он погиб. Эта история заставила нас задуматься. Мы увидели, сколько неравнодушных и добрых людей в городе, готовых прийти на помощь. В обычные дни их не замечаем. Они едут с нами в одной маршрутке, стоят в одной очереди на кассу… Именно эта мысль зародила идею о создании поисково-спасательного отряда. А осознание того, что в поисках Степана не хватило элементарных знаний и навыков, придало уверенности.
Почему «Север 18»?
– 24 сентября 2019 года опубликовали в соцсетях приглашение присоединиться к отряду, – делится Ирина Вахрушева. – Нэля Мафицына и Алексей Медведев с первых дней с нами. Супруги Лапины и Бегбаевы вступили в отряд на первом же собрании новичков в октябре. Решили обучаться у опытных поисковиков из других городов.
Организаторы отряда связались с ижевскими коллегами. Те не восприняли можгинцев всерьёз. Тогда позвонили в Глазов, там с 2016 года действует отряд «Север 18». Северные ребята откликнулись сразу. Короткое: «Приезжайте!», и в Можге родилась самоуправляемая, региональная, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность за счёт помощи неравнодушных единомышленников. Коротко – ПСО «Север 18» Можга. Благодаря работе инфоргов отряда пользователи соцсетей всё чаще видят ориентировки пропавших людей. И нередко заветное: Найден. Жив. Благодаря грамотной работе координаторов отряда поиски человека на местности заканчиваются успешно.
Кто они поисковики?
Отряд это целая система из нескольких подразделений. Основной состав разделён на поисковиков, во главекоторого с координаторы и инфорги.
Каждый поиск координирует «двойка»: инфорг и координатор. Координатор выезжает на место поиска, организует процесс, даёт задания поисковикам и так далее. Работа инфорга менее заметна. Но важна. Это глаза и уши поиска, остающиеся у компьютера и телефона. О членах отряда Ирина Вахрушева говорит много и вдохновенно. Недаром коллеги называют её душой и совестью отряда.
– Один из старших координаторов – Сергей Лапин.
Ему 33 года и он руководит сервисным центром «Прайд». Человек, который без суеты и паники определяет план действий и координирует поисковиков. А его жена – Эльвира Лапина – в обычной жизни продавец-консультант, а в отряде – старший инфорг.
Мониторит и распространяет информацию в соцсетях, пишет замечательные тексты и отчёты в группе. Помогает ей 26-летняя Нэля Марфицына. Девчонки проверяют собранную информацию и передают руководителю.
Ценим
Бесконечно ценим готовность Жени Ажимова и Оли Кузнецовой выехать на место в любое время дня и ночи.
Каждого ценим. Задач у поисковиков много и они разные: «прочёс» леса, в городе — патрулирование или осмотр подъездов, расклейка ориентировок, опрос свидетелей. Команда у нас дружная. Добровольцев всегда не хватает. Есть желание искать пропавших людей?– Научим, покажем. Пишите, приходите.
Про зарплату
К слову, многие думают, что труд поисковиков оплачивается. А вот и нет! Ребята работают бесплатно, а оборудование и снаряжение приобретают на свои кровные.
На вопрос какая главная черта характера объединяет членов отряда, ребята хором отвечают: неравнодушие. Руслан опережает очередной банальный вопрос:
– Зачем мне это? – спрашивают постоянно. Почему выходим на поиски? Хотим помочь вернуться человеку домой. Потеря близкого горе для семьи. Родные в отчаянии, что предпринять не знают. Мы можем помочь и помогаем. В полиции не всегда хватает сотрудников для масштабных поисков. К тому же, чтобы не потерять драгоценное время, надо выходить на поиск одновременно с началом оперативно-следственных мероприятий, которыми занимаются полицейские.
Прощаемся. Нудный дождь утих, кое-где появилось звёздное небо. Гляжу вслед отъезжающей машине: вот бывают же на свете беспокойные чудаки, которые вместо вечернего просмотра соцсетей отправляются в лес. Рядом с такими опасная ситуация перестаёт быть безнадёжной.
УГРО об отряде
Оперуполномоченный Отдела уголовного розыска межмуниципального отдела МВД «Можгинский» Андрей Петрович Андреев о деятельности поисково-спасательного отряда «Север 18»
Руководитель ПСО «Север 18» Руслан Вахрушев в сентябре 2019 года рассказал о созданном отряде и предложил помощь. Некоторых ребят уже знали в деле: они оказывали содействие в поисках Степана Кушаева, пропавшего в ночь с 15 на 16 февраля 2019 года. Инициативу отдел поддержал, с тех пор активно взаимодействуем. Отмечу, хорошо организованную и результативную работу отряда. Оперативно и грамотно распространяют, собирают и передают информацию о пропавших людях, выезжают на совместные мероприятия по поиску. Ребята ищут новые знания и применяют на практике. Деятельность оцениваю положительно. Желаю дальнейшего роста и развития.Желаю увеличить численность отряда по меньшей мере в десять раз.
Кто?
Именно ты можешь оказаться полезным в следующем поиске. Чтобы Присоединится к поисково-спасательному отряду отправьте заявку в группу во ВКонтакте группу ПСО “СЕВЕР 18” г.Можга .
Сообщение Найден! Жив! Истории из жизни можгинского поисково-спасательного отряда «Север 18» появились сначала на Можгинские вести.