Один день из жизни соцработника
Ирина Пестерникова – социальный работник Комплексного центра социального обслуживания населения г. Можги. 11 лет своей жизни она отдала этой работе, которая только со стороны кажется простой: что там – принёс пенсионеру хлеба, супом накормил… На деле труд соцработника – то ещё удовольствие: здесь и горечь одиночества, которое приходится разделять с подопечными, и их капризы, и […]
Сообщение Один день из жизни соцработника появились сначала на город Можга и Можгинский район.
Ирина Пестерникова – социальный работник Комплексного центра социального обслуживания населения г. Можги. 11 лет своей жизни она отдала этой работе, которая только со стороны кажется простой: что там – принёс пенсионеру хлеба, супом накормил… На деле труд соцработника – то ещё удовольствие: здесь и горечь одиночества, которое приходится разделять с подопечными, и их капризы, и усталость, и боль… А ещё благодарность и дружба…
Накануне Дня социального работника, который отмечается в России 8 июня, корреспондент газеты «Можгинские вести» подготовила репортаж о том, как проходит рабочий день сотрудницы КЦСОН.
Спойлер: Это непрерывный производственный цикл, как на крупном заводе, где процесс не останавливается ни на минуту.
На часах 08.00
Ирина Пестерникова ждёт меня у подъезда одного из домов Стеклозаводского микрорайона. Пока поднимаемся в квартиру, рассказывает:
– У меня 12 подопечных, это пенсионеры в возрасте от 64 до 86 лет, пять из них – маломобильные, один – лежачий. У каждого свой характер, свои проблемы…
Найти подход ко всем – тоже часть её работы. Сегодня Ирине надо обойти пять адресов. График визитов составлен заранее. Среди подопечных есть те, к которым девушка приходит ежедневно, а к кому-то – раз в неделю.
Мы проходим в квартиру, где живёт 86-летняя Тамара Николаевна. За ней Ирина Владимировна ухаживает уже семь лет. У бабушки тяжёлое заболевание, а год назад она потеряла остатки зрения, поэтому почти не встаёт с постели. В прихожей нас встречает её дочь Галина Николаевна, которая два года назад переехала из Владимирской области, чтобы ухаживать за больной мамой.
– Даже не представляю, что бы мы делали без Иришки! Это сейчас, когда я здесь, она приходит один раз в неделю, чтобы сделать влажную уборку и вымыть пол. А раньше каждый день все заботы были на ней. Ведь переехать к нам мама не соглашалась, а я к ней – из-за работы не могла. Вот тогда мы с Ириной и подружились. Созванивались регулярно, и она добросовестно выполняла все мои пожелания по уходу и питанию. Я не перестаю восхищаться терпением этой девушки. Для нас она как родная. Бывает, обниму её и в очередной раз спрошу: как же тебя на всех хватает, откуда столько душевной доброты? Не знаю как другие соцработники, но наша Ирина проживает со стариками их жизни. Всегда улыбнётся, доброе слово найдёт, мы ни разу не видели её в плохом настроении. А ведь приходится и грязную работу выполнять, и упрёки в свой адрес от капризных подопечных выслушивать.
Пока мы с хозяйкой за чашечкой кофе обсуждаем нюансы ухода за беспомощными людьми и неперспективный, но такой нужный труд социальных работников, Ирина заканчивает уборку. И приступает к заполнению дневника посещений: по каждому адресу ведётся учёт оказанных услуг. Её работа строго регламентирована: на всё про всё здесь выделен 1 час 45 минут. Смотрю на часы – успеваем. Пока Ирина переодевается, её подопечная просыпается, и девушка спешит к постели больной:
– Тамара Николаевна, здравствуйте!
– Миленькая ты моя, Иринушка! А что, разве сегодня моечный день? Ох, в прошлый раз мы с тобой даже не повидались.
– Да, сегодня четверг, я уже всё помыла. В прошлый раз тоже расстроилась, что не пообщались, но будить не стала. Как здоровье ваше?
– Уходит здоровье моё… Ничего не вижу, моя хорошая, – это больше всего печалит, но так рада, когда ко мне кто-нибудь подходит. Спасибо, что не забываешь меня.
– Да как вас забыть-то? Мы ж с вами уже столько лет вместе. Мне идти пора…
– Ну, иди с Богушком. Здоровья тебе и твоим детям.
– И вы не болейте, в четверг снова увидимся. Хорошо?
На часах 10.00
Пока мы летим (по-другому и не назовёшь, только как скоростной перелёт от одного адреса до другого), успеваем перекинуться парой фраз. Оказывается, у соцработников свои правила и своя этика: во-первых, придерживаться графика и оказывать услуги строго в соответствии с договором, во-вторых, никакой фамильярности. С графиком грустно, но понятно: если задержишься у одного подопечного, просто напросто опоздаешь к другому, а он ох как ждёт. А вот почему нельзя назвать давно ставшую родной старушку «бабушкой Тамарой» ну или тётей – мне не понять. Но инструкции они на то и инструкции, чтобы их выполнять, а не обсуждать.
Со следующим подопечным Ирине приходится каждый день знакомиться заново, и это несмотря на ежедневные визиты в течение трёх лет.
– Вы кто такая? – строго спрашивает пожилой худощавый мужчина в ответ на приветствие соцработницы.
– Меня зовут Ирина, – отвечает спокойным тоном девушка человеку, который вот уже три с половиной года прикован к постели. Александр Дмитриевич потерял способность двигаться в 2017 году: после второго инсульта парализовало левую сторону тела. При этом правой рукой и ногой он владеет неплохо и даже оказывает неслабое сопротивление во время процедур.
– Александр Дмитриевич, опустите, пожалуйста, ногу. Мы сейчас будем её обрабатывать.
– Это ещё зачем? Что вы со мной делаете? Мне же сегодня ехать в командировку, я уже путёвку получил!
– Не волнуйтесь, друг мой, всё в порядке. Вот сейчас вас подлечим, помоем, причешем, нарядим, как жениха, и поедете. Куда вас на этот раз откомандировали?
– Ой, далёко-далёко, девоньки, скоро не ждите меня – в Ленинград еду. И у меня совсем нет времени заниматься тут с вами.
– Мы будем скучать и очень ждать вашего возвращения.
За оживлённой беседой Ирина бережно обтирает лицо, шею и руки влажным мягким полотенцем, ловко снимает с подопечного памперс, подмывает, переворачивая пациента с одного бока на другой. Заменив памперс и пелёнку, обрабатывает ранки на ногах бывшего дальнобойщика. Александр Карачёв более сорока лет отработал водителем в МСО. Его супруга Анна Ивановна говорит, что муж был очень ответственным работником, часто отправлялся в дальние рейсы. Тогда она даже и не предполагала, что на склоне лет он окажется в таком беспомощном положении.
– Такая беда может случиться с каждым, никто не застрахован,- делится женщина. – Сначала я сама заботилась о нём, но здоровье моё ухудшалось, силы постепенно таяли. Тогда ухаживать стала Ирина, которая в то время помогала мне только с уборкой. Мы расширили список услуг, прописав их в договоре с Центром социального обслуживания населения. Теперь она приходит каждый день, кроме субботы и воскресенья. И знаете, ни разу не опоздала. Очень добросовестная и аккуратная девушка. Благодаря её заботе на теле мужа нет ни одной пролежни, как это часто бывает у лежачих больных.
Тем временем гигиенические процедуры завершились, наступило время обеда. Ели молча. Ирина аккуратно кормила подопечного с ложки, он тщательно пережёвывал и время от времени интеллигентно обтирая губы салфеткой с помощью здоровой руки.
– Как мама в детстве, – вздохнула Анна Ивановна, а по щеке Александра Дмитриевича покатилась слеза.
На часах 12.00
В следующем доме нас тоже с нетерпением ждали. Ирина приветливо помахала рукой, выглядывающей в окошко Разие Габдулловне. Дверь гостеприимно распахнулась, едва мы к ней подошли. Я обратила внимание, что пожилой женщине тяжело передвигаться, но при этом она обладает потрясающей грацией и безупречной осанкой – спина прямая, как у балерины. Разия Габдулловна живёт с дочерью и внуком, оба в будни работают и беспокоятся, что бабушка до ужина будет голодной, поэтому социальный работник этой семье нужен для того, чтобы разогреть и подать обед. Ирина ловко справляется с этой задачей, между делом обсуждает с подопечной влияние погоды на самочувствие. После обеда мытьё посуды и автограф напротив аккуратно заполненной граф дневника. Тепло прощаемся до завтра.
За продуктами
Работники КЦСОН предоставляют ещё такие услуги как оплата ЖКХ и доставка продуктов. 81-летняя пенсионерка Фаина Игнатьевна делает продуктовую заявку. Ничего особенного: полкаравая, два пакета кефира, 300 грамм леденцов, чай в пакетиках «Майский», рыба путассу – килограмм.
Ирина записывает перечень в блокнот, пенсионерка выдаёт деньги. На закупку продукт
ов отводится два дня в неделю.
Сегодня по графику ещё и уборка. Времени выделено 1 час 45 минут: 30 минут – на магазин, остальное время – на мытьё пола в частном доме.
Пока бежим в магазин, обсуждаем принципы и особенности работы. Соцработникам, говорит Ирин
а Владимировна, нелегко приходится: и клиенты, и ситуации разные. Так что без призвания, без любви к людям, даже самым непростым, никак не обойтись. Восстанавливать силы после каждого рабочего дня помогает семья.
Продукты строго по списку купили в ближайшем магазине, хлеб и кефир – отдельно, в павильоне. Проводив новую знакомую до ворот дома её подопечной, прощаюсь. Понимаю, что мешаю динамичному и привычному для сотрудницы КЦСОН ритму работы. Ведь впереди у неё очередная уборка и услуги ещё по одному адресу. А дома – вторая смена.
Ирина ЯТОВА,
фото автора
Сообщение Один день из жизни соцработника появились сначала на город Можга и Можгинский район.