В Ямало-Ненецком автономном округе более 6 тыс. жителей сел Толька и Красноселькуп испытывают серьезные сложности из-за небезопасного состояния местных воздушных гаваней и низкой транспортной доступности. Ситуация в немалой степени обусловлена нарушениями ГУП ЯНАО «Аэропорты Мангазеи» требований федерального законодательства при использовании опасного промышленного объекта (ОПО) в Тольке и затягиванием реконструкции аэропортового комплекса в Красноселькупе.
Аэропорт в Красноселькупе
Воздушные гавани на Ямале являются зачастую единственным способом связи с внешним миром для отдаленных населенных пунктов. В Красноселькупе с населением свыше 3,9 тыс. человек автомобильные дороги есть лишь внутри муниципалитета. Кроме того, используются местные грунтовые путепроводы и зимники. Судоходство по реке Таз осуществляется лишь для перевозки грузов, либо на личных катерах. В настоящее время в аэропорту по-прежнему действует лишь грунтовая взлетно-посадочная полоса. Вертолетное сообщение налажено с Тарко-Сале, Новым Уренгоем и селом Толька. В последнем связь с «большой землей» осуществляется исключительно воздушным путем и по зимней автодороге. Поселок с населением около 2,2 тыс. человек принимает и отправляет рейсы в Тарко-Сале, Новый Уренгой и Красноселькуп.
Вместе с тем уровень безопасности в аэропорту Тольки оставляет желать лучшего. В документах Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа говорится, что представители Северо-Уральского управления Ростехнадзора усмотрели серьезные нарушения при эксплуатации опасного промышленного объекта, которые пыталось оспорить ГУП «Аэропорты Мангазеи». Согласно материалам плановой проверки, госпредприятие, управляющее аэропортом, не переоформило лицензию на вид деятельности ОПО, изменив его наименование, на вертикальных резервуарах отсутствовали датчики уровня и площадки для обслуживания оборудования (дыхательной аппаратуры, приборов и прочих устройств). Таким образом, нарушены положения закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и «Правил технической эксплуатации нефтебаз», утвержденных приказом Минэнерго РФ.
Кроме того, не проверена газоаналитическая система СГАЭС-ТГ, предназначенная для измерения уровня загазованности воздуха парами нефти. Последняя инспекция проводилась 3 декабря 2013 года, в то время как межпроверочный интервал для такого оборудования составляет год. Таким образом, нарушены федеральные законы о промышленной безопасности, в том числе «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденные приказом Ростехнадзора. Более того, на складе ГСМ система СГАЭС-ТГ установлена без проведения экспертизы промышленной безопасности и авторского надзора.
Село Толька
В документах суда также говорится, что в сведениях, характеризующих ОПО, не указаны фильтр и насос, в которых обращаются опасные вещества. Это противоречит «Правилам регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов». В территориальные органы Ростехнадзора по месту нахождения опасных производственных объектов не представлена заверенная копия положения о производственном контроле.
По словам отраслевых экспертов, любые нарушения производственной безопасности несут в себе риски для здоровья и жизней людей. В том числе, отмечают аналитики, нужно «предельно внимательно относиться к работе газоанализаторов, поскольку подобные промобъекты несут в себе повышенную опасность». По мнению специалистов, ОПО должны находиться под постоянным контролем, «а не проверяться от случая к случаю».
Инспекторы за выявленные нарушения выписали ГУП «Аэропорты Мангазеи» штраф в 200 тыс. рублей. Однако суд, учитывая тяжелое финансовое состояние предприятия, сократил сумму санкции до 100 тыс. Отметим, в последние несколько лет компания стремительно теряет доходы. Так, выручка с 2012 по 2015 год сократилась с 95,6 до 63,8 млн рублей. И если 2012 год предприятие закончило с чистой прибылью почти в 5,5 млн рублей, то по итогам 2015 года получило чистый убыток почти в 16,7 млн.
Финансовые проблемы мешают ямальскому ГУПу не только обеспечивать безопасность, но и провести реконструкцию аэропорта в Красноселькупе, который уже стал многомиллиардным долгостроем. Ранее губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин заявлял о возможном изменении схемы финансирования проекта строительства этого аэропорта. Однако в настоящее время реконструкция объекта ведется в соответствии с муниципальным контрактом, заключенным в декабре 2014 года со сроком исполнения 31 декабря 2018 года.
«В настоящее время строительная готовность объекта – 64%. Проведены работы по реконструкции перрона – уложены плиты, загерметизированы швы. Продолжена установка мачт освещения и электрических колонок. Устройство мест стоянок вертолетов Ми-8 выполнено на 90%. Завершено устройство вертолетной площадки (Ми-26), установлено светосигнальное оборудование. На 70% построена патрульная дорога. На 87% выполнено строительство искусственной взлетно-посадочной полосы», – сообщили в ответ на официальный запрос «Правды УрФО» в пресс-службе ямальского губернатора.
В правительстве автономии также сообщили, что в целях завершения работ по объекту и ввода его в эксплуатацию в настоящее время прорабатываются варианты разделения строительства на этапы для возможности частичного использования комплекса в условиях дефицита капитальных вложений. Первый этап подразумевает выполнение работ для обеспечения сохранности уже построенных сооружений, в том числе обустройство откосов, энергоснабжение, металлическое ограждение с калиткой. На втором планируется завершение, в том числе земляные работы и устройство искусственного покрытия взлетно-посадочной полосы (ИВПП), создание патрульной дороги, водосточно-дренажной сети, светосигнального оборудования для ИВПП, оборудование локальной контрольно-корректирующей станции и АЗН-В (автоматическое зависимое наблюдение-вещание), метеооборудование. Третий этап предполагает возведение и благоустройство аварийно-спасательной станции.
Кроме того, направлена заявка на включение в мероприятия федеральной целевой программы «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009-2020 годы)» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» строительства командно-диспетчерского пункта и установки автоматического радиопеленгатора с оборудованием в аэропорту Красноселькуп за счет средств федерального бюджета. Напомним, с начала проекта стоимость работ увеличилась в разы и превысила 7 млрд рублей. В конце 2016 года Дмитрий Кобылкин признал, что региональные власти «вынуждены не обеспечить стройку необходимым количеством средств».
Учитывая транспортную ситуацию в муниципалитетах, депутат Законодательного собрания ЯНАО Валерий Степанченко указывает на риски обострения социальной напряженности.
«Жители Крайнего Севера отрезаны от «большой земли», мы живем, как на острове, и практически привязаны к воздушному транспорту. От этого зависит оказание медицинской помощи, встречи деловые, сейчас период отпусков, к тому же, целый комплекс нужд завязан на авиации. Авиасообщение – это единственная связь с внешним миром. Если осложнять пользование и этим видом транспорта, то социальное напряжение в отдаленных населенных пунктах будет расти. Единственное, что может решить проблему, это введение в работу транспортной схемы, строительство автодорог и железнодорожных путей. Сейчас такие проекты реализуются, однако это требует больших затрат как времени, так и денег», – отметил парламентарий.
Добавим, представители аэропортов Тольки и Красноселькупа, а также ГУП «Аэропорты Мангазеи» не отвечали на звонки и не смогли прокомментировать ситуацию с устранением нарушений.