Останется ли Европа заложником двойной игры США?
Сегодня ведущие информационные агентства сообщили о том, что сирийская оппозиция и представители правительственных войск Сирии впервые с момента начала конфликта вступили в переговоры, целью которых является заключение двухнедельного режима прекращения огня в районе Восточная Гута, расположенном к востоку от Дамаска.
Как сообщил AFP глава Сирийского бюро по правам человека Рами Абдель Рахман, если переговоры, посредничество в которых осуществляет Россия или Иран, увенчаются успехом, то перемирие может быть объявлено уже в четверг, 19 ноября. Если информация о перемирии подтвердится, это может стать важной вехой в борьбе с террористами из «Исламского государства».
Столь тесные контакты между сторонами конфликта в Сирии (что интересно, при посредничестве России) вполне могут в будущем привести к формированию единого фронта борьбы с ИГ. И вполне логично предположить, что такая перспектива очень сильно не обрадует США и их ближневосточных союзников. Ведь совсем недавно президент Сирии Башар Асад в интервью итальянскому телеканалу RAI напомнил, что «Исламское государство» появилось не в Сирии, а на территории Ирака как следствие преступных действий Соединенных Штатов.
Практически одновременно с Асадом, об участии США и их союзников в создании ИГ поведал бывший премьер Великобритании Тони Блэр. В интервью известному американскому журналисту Фариду Закария на CNN, Блэр заявил, что военная операция в Ираке создала серию факторов, которые в свою очередь привели к формированию «Исламского государства». Главным из них была сама война в Ираке и свержение Саддама Хусейна. "Очевидно, что я не могу утверждать, что мы, (те, кто убрал Саддама Хусейна – Ред.) в 2003 году не несут никакой ответственности за сложившуюся в 2015 году ситуацию".
«Есть элементы истины в том, что военное вторжение в Ирак было главной причиной рождения ИГИЛ», – цитирует Блэра итальянская La Stampa. «Важно понять», что арабская весна, которая началась в 2011 году, также оказала влияние на сегодняшний Ирак. Многие неоконсерваторы, архитекторы военной операции в Ираке, в течение многих лет хвастались, что вторжение было триггером "арабской весны". Но она, к сожалению, стала той искрой, которая завела генератор "хаоса в регионе", – сказал Блэр.
Британский экс-премьер абсолютно прав: именно свержение Саддама стало отправной точкой создания нового исламского движения. Подавляющее большинство лидеров «Исламского государства»– это бывшие офицеры армии Ирака, получившие образование и занявшие свои посты при Саддаме Хусейне.
По данным The Washington Post у «бывших иракских офицеров, служивших при Саддаме Хусейне», террористическая организация переняла не только опыт ведения войны, но и систему финансирования своей деятельности. Например, устоявшиеся каналы контрабанды, созданные в 1990-е годы для уклонения от системы санкций. Сегодня «Исламское государство» их использует для переправки нефти. Этот бизнес приносит им от 1 до 3 млн. долларов в день. По признанию Forbes, ИГ стало самой богатой террористической организацией в мире.
А на саммите G20 президент России Владимир Путин сообщил, что поделился с коллегами сведениями о каналах финансирования терроризма. Кроме того, он заявил, что работа по борьбе с этим будет продолжена. По словам российского президента, финансирование «Исламского государства» ведется из 40 стран, в том числе и из стран «двадцатки». «Мы с коллегами этот вопрос обсуждали. Надеюсь, что мы и дальше продолжим эту работу, которая чрезвычайно важна для борьбы с террором», – заявил Путин на брифинге по итогам саммита G20.
И хотя Путин прямо не назвал спонсоров терроризма, они очевидны: это сами Соединенные Штаты и их ближневосточные «коллеги» по коалиции – Катар, Саудовская Аравия, Бахрейн, ОАЭ, Иордания.
Достаточно вспомнить историю с так называемой умеренной сирийской оппозицией, которую США якобы тренировали и вооружали для борьбы с террористами из ИГ. На самом же деле (и это косвенно признали американские чины из армии и разведки), Вашингтон планировал засылку этих групп на территорию Сирии для борьбы с правительственными силами. А после того, как эти «оппозиционеры» вместе с американским оружием перешли на сторону боевиков «Исламского государства» и после терактов на Синайском полуострове и в Париже, США были вынуждены откреститься от своих «хороших террористов»…
Цели США в Сирии четко сформулировал министр иностранных дел России Сергей Лавров. По его словам, Соединенные Штаты и коалиция добиваются, чтобы запрещенная в России террористическая группировка «Исламское государство» ослабила президента Сирии Башара Асада. «Беда США и созданной ими коалиции заключалась в том, что хоть они и объявили, что коалиция создается исключительно для борьбы с ИГ и прочими террористами, и не будет вести каких-либо военных действий против сирийской армии (практика показывает, что они не нарушили этого слова), но нанесенные ими удары по позициям террористов и анализ этих ударов на протяжении более одного года позволяют сделать вывод, что били они избирательно, я бы сказал, щадяще, и в большинстве случаев не трогали те подразделения ИГ, которые могли всерьез потеснить сирийскую армию", – констатировал Сергей Лавров в эфире телеканала "Россия 1".
При этом глава российской дипломатии подчеркнул, что оценка Москвы происходящего после объявления о начале антитеррористической операции в августе 2014 года основывается на наблюдениях за конкретными результатами. «А результатов мало, если не сказать, что их совсем нет, кроме того, что ИГ за этот период расширилось на контролируемых им территориях, – подчеркнул глава российского МИД. – Были определенные тактические успехи, когда удалось отбить у ИГ пару городов в Ираке».
То, что Соединенные Штаты вовсе не планируют уничтожать боевиков ИГ говорить и эффективность боевых действий проамериканской коалиции. Напомню, что несколько недель назад заместитель министра иностранных дел Сирии Фейсал Микдад заявил, что авиаудары Воздушно-космических сил РФ в Сирии за несколько дней нанесли более серьезный урон террористическим группировкам, чем действия международной коалиции во главе с США за год. По его словам, Россия начала боевые действия против террористов в Сирии после того, как убедилась, что «действия так называемой коалиции, которую сформировали США, нацелены на техническое обеспечение террористов их поддержку и продление их срока пребывания (в Сирии)». «Заявления западных СМИ представляют из себя ложь, которая обрушилась на Российскую Федерацию после того, как она вступила в борьбу против терроризма», – сказал Микдад.
Есть и впечатляющие статистические данные. Российские ВКС лишь за один день разбомбили 206 объектов «Исламского государства» в Сирии. Примечательно, что показатели российской авиации значительно превосходят показатели антиисламистской коалиции, которая за тот же день уничтожила 14 объектов. «Вся коалиция совершила вчера 20 вылетов, поражены 14 объектов. Россия вчера совершила 127 вылетов, поражены 206 объектов», – рассказал телеканалу Russia Today источник в министерстве обороны.
Более того, за последние несколько дней ВКС России нанесли серьезные удары по нефтепромыслам ИГ, существенно сократив средства, поступающие террористам от продажи нефти. Чего, кстати, ни разу не сделала проамериканская коалиция…
Очевидно, что странам ЕС (в особенности Франции и Германии) в ближайшее время придется делать выбор: по-прежнему выступать в качестве послушных сателлитов США, рискуя получить новые кровавые теракты где-нибудь в Берлине или Марселе, либо искать нового союзника, действительно заинтересованного с уничтожении терроризма в глобальной масштабе.
Поэтому после грядущих выборов Берлин (Меркель в последнее время утратила имидж непогрешимого лидера) и Париж (в 2017 французы будут избирать президента и шансы Олланда победить исчезающе малы) вполне могут сменить внешнеполитические приоритеты, усиливая раскол между ЕС и Соединенными Штатами для того, чтобы избежать повторения трагических событий.