Кому выгоден сбитый Су-24, или Есть ли у РФ друзья на Ближнем Востоке?
- Кому выгоден сбитый Су-24, или Есть ли у РФ друзья на Ближнем Востоке?
-
Сегодня в воздушном пространстве Турции (по версии самих турков) истребителями F-16 был сбит Су-24 ВКС РФ, участвовавший в контртеррористической операции. На данный момент известно, что обломки самолета рухнули на территории Сирии, там же приземлились и катапультировавшиеся пилоты. Известно, что один из них погиб – на видео хорошо видно, как парашютиста расстреливают местные бандиты. По непроверенной информации второй пилот находится в руках спецслужб Турции.
Анкара утверждает, что Су-24 был сбит после 10 предупреждений и приводит карту-схему полета.
Турецкие СМИ сообщают, что самолет упал на территорию, где компактно проживают сирийские туркмены, считающиеся «умеренной оппозицией» и поддерживаемые Анкарой. И здесь начинаются неприятности, в которые правительство Эрдогана попало по собственной воле. Дело в том, что уже опубликованные фото- и видеоматериалы однозначно свидетельствуют о том, что местные туркоманы совершили военное преступление, тем самым поставив себя в один ряд с боевиками ИГ. В этих условиях Эрдогану будет трудно обосновать свою поддержку вооруженным формированиям местных жителей.
Кроме того, формально Турция является членом антиигиловской коалиции, а появившиеся в последнее время фотографии сына главы Турции, Билала Эрдогана, в обществе лиц, подозреваемых в принадлежности к ИГ, делают ситуацию просто скандальной.
О сотрудничестве верхушки турецких властей с боевиками ИГИЛ постоянно говорят многие эксперты. По их словам, большую роль в нефтяном бизнесе Турции и ИГ играет один из сыновей президента Реджепа Тайипа Эрдогана — Билал Эрдоган. Неоднократно публиковались доказательства как минимум прямого попустительства руководства Турции боевикам ИГ. Что понятно и объяснимо – против ИГ воюют курды, которые для Анкары являются врагом номер один. При этом США как раз оказывают помощь курдским вооруженным отрядам.
На это уже сделал упор в своем выступлении президент России Владимир Путин. Он упомянул и о том, что Турция попустительствует торговле нефтью боевиками ИГ и что Турция официально является членом коалиции США в регионе, с которой Россия подписала документы о сотрудничестве и постоянно координирует военные действия.
«Произошедшее будет иметь очень серьезные последствия… Мы всегда относились к Турции не просто как к соседу, а к дружественному государству», — заявил президент Путин на встрече с королем Иордании.
В итоге, даже если туркам удастся отстоять свою версию о нарушении самолетом ВКС России своего воздушного пространства, клубок противоречий в регионе между различными силами лишь многократно усилится. Ведь формально Россия и Турция являются союзниками в борьбе с террористами. А самолеты союзников не принято сбивать даже в случае нарушения границ – в подобных случаях авиация ПВО просто сопровождает нарушителя до границы, «выдавливая» его.
Вместо этого турки избрали самый жесткий и откровенно враждебный акт, который в данном случае был излишен – даже на предоставленной Анкарой схеме видно, что Су-24 лишь на несколько минут (по официальной версии) появился в воздушном пространстве Турции.
Такого же мнения придерживается и герой России, летчик-испытатель Магомед Толбоев — в любом случае турецкие военные действовали преднамеренно жестко: «Это очень печальная новость. Не было никакой необходимости уничтожать российский бомбардировщик. Если даже предположить, что он что-то нарушил, его бы было достаточно предупредить».
Характерно, что и на Западе открыто говорят о непростой ситуации, в которую себя загнали турецкие власти. Редактор отдела дипломатии Sky News Доменик Вэгхор сказал, например, следующее: «Весьма любопытно, что, как сообщают турецкие СМИ, эти пилоты катапультировались и приземлились рядом с туркменским лагерем на сирийской стороне от границы. Так что они захватили одного или двух пилотов. Остается вопрос, что они намерены с ними сделать? Повстанцев поддерживают США и Турция, так что на них будут давить, чтобы они обращались с ними, как принято обращаться с военнопленными. Но эта ситуация с заложниками еще больше осложняется. То есть российских пилотов берут в заложники сирийские повстанцы, на российские ВВС совершают нападения… Все это делает ситуацию весьма неловкой в дипломатическом плане. Очень сложная ситуация!»
О том, как развивались события на самом деле, мы узнаем после обнародования данных объективного контроля. Пока же можно констатировать только одно – в регионе у России нет никаких «союзников», каждое из участвующих государств решает в регионе собственные проблемы. По возможности – за чужой счет. И тот факт, что за почти два месяца боевых действий ВКС России в регионе первые потери понесены не из-за действий ИГ, а именно Турции, однозначно доказывает – России и впредь будут всеми способами мешать в проведении операции.
P.S. Ожидаемо отреагировали на произошедшее и в Киеве. Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Александр Турчинов заявил, что если воздушное пространство Украины будет нарушено военными самолетами, то украинская сторона будет действовать аналогично турецким ВВС. Об этом сообщает пресс-служба СНБО: «Украинские военные должны действовать аналогично, защищая нашу страну от агрессии с воздуха».